Произведения Иоганна Штрауса (сына)

Русское и немецкое название
Музыкальный файл
Вальс "Маховики"
Schwungräder, Walzer
mp3, 64 кбит/с, 3,79 Мб, 8:27
Комментарий
Питер Кемп:
"Чувство юмора Иоганна Штрауса снова проявилось в названиях, которые он дал вальсам-посвящениям к венскому карнавалу-1859: для студентов-юристов "Аттестация", для медиков - "Ясный и объёмный" и "Блуждающие огни" для студентов-техников. В частности, таким предметным было и название вальса "Маховики", посвящённого венским инженерам по случаю бала в императорском-и-королевском Редутензале императорского дворца Хофбург 27 февраля 1859 г. Работа не просто очередное музыкальное воздаяние техническому прогрессу 2-й половины XIX века, а специальная похвала развитию железных дорог в дунайской монархии. Инженеры, которые проводили праздничный бал в Редутензале, отделяли себя от широкой области технических наук благодаря огромной и справедливой гордости за свои достижения в создании железных дорог и управлении ими. За год до того, в 1858 г., началось строительство Западной железной дороги императрицы Елизаветы в дополнение к Северной железной дороге императора Фердинанда, Раабской железной дороге и Южной железной дороге, которая к тому времени проходила через Земмерингские туннели, так что теперь из австрийской столицы в каждом направлении шла железнодорожная линия. Сверх того инженеры построили и пустили много фабрик вокруг имперской столицы.
Согласно физике чугунные маховики с их тяжёлыми ободами и большой массой сохраняют кинетическую энергию, что используется для смягчения обратного воздействия на двигатель благодаря постоянной скорости движения всего механизма. В промышленном применении они давали стабилизирующий эффект для сохранения достигнутой скорости и для извлечения запаса энергии, если возникало внезапное противодействие. Поскольку практической функцией маховика на железных дорогах и фабриках было удержание нужной скорости, Иоганн Штраус добился того, чтобы его остроумно задуманный вальс "Маховики" задавал ритмичное, текучее движение в бальном зале. Всего в 14 тактах интродукция к вальсу живо описывает набор инерции маховиком, после чего, достигнув постоянного темпа, произведение без усилий, скользя, переходит в первый тематический вальс. С этого момента несмотря на разнообразие и контрасты последующих вальсовых мелодий темп пьесы сохраняется постоянным от первого такта до последнего. Этот ритмический рисунок не нарушается и эффектной контрмелодией Штрауса для виолончелей в вальсе 2А.
На первом публичном исполнении вальса "Маховики" Иоганн дирижировал Штраус-оркестром на балу-бенефисе "Вечное движение карнавала" в зале "Софиенбад" 28 февраля 1859 г., на следующий вечер после бала инженеров. 2 марта 1859 г. "Венская всеобщая театральная газета" поместила сообщение о празднестве в зале "Софиенбад", высказавшись, прежде всего, что "последние сочинения Иоганна Штрауса вновь обнаруживают свежесть мелодий и остроту ритма, которые сделали его прежние сочинения такими популярными и модными". Что касается самих "Маховиков", то рецензент уделил не больше времени, чем потребовалось, чтобы упомянуть о бисе "талантливого" нового вальса. Это явно поверхностное отношение к пьесе удивительно, потому что "Маховики" стали частью постоянного репертуара Штраус-оркестра на протяжении десятилетий.
Венское издательство Карла Хаслингера выпустило фортепианное переложение вальса "Маховики" 21 августа 1859 г.; обложка была украшена гравюрой: два больших маховика, наложенные на паровоз, который выезжает из туннеля".


назад