Произведения Иоганна Штрауса (сына)

Русское и немецкое название
Музыкальный файл
Увертюра к оперетте "Принц Мафусаил"
Prinz Methusalem, Ouverture
mp3, 32 кбит/с, 1,31 Mб, 5:44
Комментарий
Увертюры, которые Штраус делал для своих оперетт, в отличие от его танцевальной музыки имеют явно больший симфонический прицел. Однако в этом направлении они уступают как изначально симфоническим произведениям других композиторов, так и величайшим вальсам самого Штрауса, которые больше подходят для концертного, а не бального исполнения. Увертюра к "Принцу Мафусаилу" - пример того, как Штраус пытался, но не смог полностью скомпоновать цельное произведение для оркестра. Что ж, у каждого великого композитора есть немало неудач.

Питер Кемп:
"В середине 1870-х беспечные, смешные и обычно сатирические оперетты Жака Оффенбаха (1819-90) уже не обладали непоколебимой властью во Франции, в Вене или где-либо ещё. Иоганн Штраус стал главной угрозой господству француза сразу после потрясающего успеха оперетты "Летучая мышь" (1874 г.), и вместе с Францем фон Зуппе (1819-95) Иоганн заложил основы особой венской школы оперетты. Видимо, благодаря успеху "Летучей мыши" Иоганн обрёл уверенность в том, что сможет нанести поражение Оффенбаху на территории противника, поэтому охотно согласился на переделку первой оперетты "Индиго и сорок разбойников" для постановки в парижском театре Возрождения. С новым либретто Адольфа Жема (1824-1901) и Виктора Вильдера (1835-92) и с многочисленными музыкальными вставками "Царица Индиго" прошла 27 апреля 1875 г. В заглавной роли выступила Зульма Буффар (1841-1909), любимая субретка Оффенбаха.
Несомненно, под влиянием явного успеха "Царицы Индиго" у Иоганна появилась идея сочинить настоящую "французскую оперетту" для венской сцены. Поскольку театр "Ан дер Вин" после многих перипетий обанкротился (он стоял закрытым с мая до начала сентября 1875 г.), режиссёр конкурирующего Карл-Театра Франц Яунер (1832-1900), явно, после тайных переговоров с женой Штрауса Йетти добыл возможность залучить Иоганна Штрауса в свой театр. Очевидно, что всем известная финансовая нестабильность театра "Ан дер Вин" заставила проницательную Йетти переговорить с Яунером, и в её письме от 15 ноября 1875 г Жаку Эгелю (1815-83), парижскому издателю нот Штрауса читаем: "Режиссёр Яунер выкупил у Вильдера и Делакура либретто оперы, которую Жан [т. е., Иоганн] сочиняет для Карл-Театра. Сюжет очень остроумный, а стихи таковы, что Иоганн не может положить их на музыку. Он уже сделал четверть оперетты, которую Вильдер пересмотрит. Теперь он хотел бы, чтобы её впервые поставили в Париже, и этого же хотел бы Яунер; через восемь дней можно было бы показать работу в Вене".
В действительности, французскому либретто от Виктора Вильдера и Альфреда Делакура (настоящее имя - Альфред Шарлемань Лартиг, 1815-83) предстояло пройти правку и перевод актёра Карла Троймана (1824-77), прежде чем оперетта под окончательным названием "Принц Мафусаил" была поставлена. Но эти проблемы не остановили Штрауса в сочинении, даже несмотря на то, что он не говорил по-французски и, видимо, был вынужден полностью положиться на знания Йетти в этом языке. 18 ноября 1876 г. "Иностранный листок" сообщил, что Штраус передал партитуру "Мафусаила" (тогда оперетта ещё называлась этим именем) управлению Карл-Театра, и что первое представление состоится 5 января 1877 г.
Мировая премьера "Принца Мафусаила" состоялась, в итоге, 3 января 1877-го, через три прекрасных года после того, как Карл-театр показал сенсационную первую венскую постановку комической оперы Шарля Лекока "Дочь мадам Анго" (1872) под местным названием "Анго, галльская дочь". Иоганн Штраус лично дирижировал первым исполнением оперетты, поскольку в главной роли пела популярная сопрано, уроженица Будапешта, Антония Линк (1853-1931), уже известная благодаря роли Фатиницы в одноимённой оперетте Зуппе (1876), а позже сделавшаяся ещё более популярной после главной роли в другой оперетте Зуппе, "Боккаччо" (1879). Хотя Иоганн усыпал последнюю свою сценическую работу огромным количеством очаровательных мелодий, она не вызвала восторга у критиков. Тем не менее, усилиями постановщиков, как то: Иосифа Матраса (1832-87), Карла Блазеля (1831-1922) и Вильгельма Кнаака (1829-94), "Принц Мафусаил" выдержал достойное количество представлений - 80.
После энергичного вступления (в клавире этой мелодии нет, возможно, из окончательной версии оперетты она была исключена) увертюра к "Принцу Мафусаилу" переходит к красочной секции пересекающихся тем, самых запоминающихся после трёхактной комической оперетты. Секция "анданте" сделана из фразы стражника во втором акте (№8): "All' ihr Herrn und Frauen lasst euch sag'n", "анданте грациозо" - из пассажа в исполнении Пульчинеллы в финале первого акта (№7), "Von meiner Hochzeit der Schluss". "Аллегретто" (размер 3/8), которое идёт следом, повторяет каватину Вулканио ("Du, schoener Mai der Liebelei") из хора и ансамбля в первом акте (№2). После пассажа "аллегро" для перехода из соль-мажора в фа-мажор звучит военная песня "модерато": "Piff! Paff! Puff! Krick! Krack! Rataplan!" из ансамбля №6 в первом акте, сначала исполняемая Киприаном, а потом появляющаяся в ансамбле ещё несколько раз. Дуэт и хор №17 из третьего акта на слова "Bum! wohin er tritt!" (он позже вошёл в энергичный галоп "Бандиты", соч.378) здесь звучат в пассаже "аллегро ассаи", затем наступает "аллегро модерато", которого в клавире нет. Оно переходит в ми-бемоль-мажор и повторяет мотив Пульчинелы "Von meiner Hochzeit der Schluss", который уже звучал раньше. Следом повторяется "Piff! Paff! Puff!", но в усечённом виде, потому что теперь эта мелодия должна подвести нас к фанфарам, которые, в свою очередь, ведут к "маэстозо", яркому моменту увертюры на мотив генеральской песни из третьего акта (№18) в исполнении Мафусаила под аккомпанемент оркестра и т.н. "банды" в театральном смысле. Эта восьмитактовая фраза повторяется и изменяется, чтобы перейти в секцию "аллегретто", сделанную из продолжения генеральской песни "Millionen Bomben noch einmal" в исполнении Мафусаила и хора. Полностью в стиле Штрауса увертюра заканчивается не этим устойчивым и импозантным маршем, а арпеджио и хроматическими фигурами в ускоряющемся темпе, чтобы создать наибольшее напряжение в окончании увертюры.
14 января 1877 г., через 11 дней после того, как Иоганн Штраус лично продирижировал увертюрой к "Принцу Мафусаилу" на премьере оперетты в Карл-Театре, Эдуард Штраус представил новинку венским любителям концертов на воскресном променад-концерте с участием Штраус-оркестра в Музикферайне. Хотя газеты не поместили рецензий, приём должен был быть воодушевляющим, потому что увертюра после этого часто встречалась в концертах Эдуарда".


назад