Произведения Иоганна Штрауса (сына)

Русское и немецкое название
Музыкальный файл
Полька "Луизхен"
Louischen-Polka
mp3, 64 кбит/с, 1,70 Мб, 3:51
Комментарий
Питер Кемп:

"После перерыва в четыре года Иоганн Штраус снова приехал в Россию в 1869 г. на одиннадцатые и предпоследние гастроли в этой стране. С ним приехала не только жена Йетти, но и брат Иосиф, который надеялся завоевать павловскую публику для доходных летних выступлений в будущем. Но надеждам его не суждено было сбыться, потому что устроители концертов из управления Царскосельской железной дороги уже захотели перемен и ангажировали на следующее лето прусского дирижёра Беньямина Бильзе.
Начало сезона-1869 не было благоприятным. Помимо проблем с обустройством Иоганн забыл о разнице в 12 дней между юлианским и григорианским календарями, о чём Иосиф писал своей жене в Вену 2 мая (20 апреля по российскому календарю): "Жан понёс огромные убытки из-за ошибки с датами. Музыканты приехали на 14 дней раньше, ему пришлось выплачивать им возмещение, всего 700 рублей по этой статье. Ему пришлось закупать даже мелкие инструменты, такие как треугольник, барабанные палочки и т. д., и т. д., вплоть до самых мельчайших вещей. И в итоге 1700 рублей ушло на это". Несмотря на начальные беды концерты начались по расписанию с 9 мая (27 апреля) и прошли с огромным успехом. Йетти получила возможность написать другу мужа, агенту Густаву Леви 25 (13) июня: "Оркестр в 47 человек так великолепен, что грех оставить его известным только среди русских. Вы не можете представить себе это точности, тонкости, элегантности и мощи!"
Братья Штраусы дирижировали концертами российского сезона 1869 г. по очереди - Иоганн оговорил это условие в контракте с управлением железной дороги - и естественно, оба написали новые сочинения специально для здешней публики. Премьеры двух из этих работ состоялись на первом бенефисе оркестра, который прошёл 22 (10) сентября в незадолго до того расширенном концертном зале вокзального павильона в Павловске. Хотя из-за плохой погоды людей пришло меньше, чем могло бы, Иосиф справедливо произвёл фурор увлекательеной быстрой полькой "Без забот!" (соч. 271). Напротив, Иоганн предложил французскую польку под русским названием "Ничего" ("Nitschewo"). Хотя и она, как и "Без забот!" удостоилась биса, танец Иоганна понравился публике скорее названием, нежели мелодией, и за остававшиеся 18 дней выступлений его включили в программу только дважды. (Сообщение, позже напечатанное в программе с первым венским исполнением польки, о том, что произведение "было сочинено для прощального концерта [10 октября/28 сентября] в Санкт-Петербурге, ошибочно.)
Хотя петербургский издатель Штрауса А. Бюттнер выпустил вещь под исходным названием: "Полька "Ничего"", эта работа, как и некоторые другие, получила новое название для венской публики. Полька, которую Эдуард Штраус и Штраус-оркестр представили в заполненном Музикферайне в воскресенье 29 января 1871 г., была всё той же полькой "Ничего", но называлась по-другому: "Луизхен-полька". Хотя теперь новое название публика в австрийской столице могла понять, возникает вопрос о том, кто эта "маленькая Луиза". Но 45-летний Иоганн ничего не рассказал...
Вступительная тема из трио-секции польки "Луизхен" позже вошла в посмертную составную оперетту Иоганна Штрауса "Венская кровь" (1899), где она звучит как третья мелодия выходной арии Йозефа в I акте: "Anna! Anna! Anna! Ich such' jetzt da" ("Анна! Анна! Анна! Я ищу сейчас здесь".).


назад