Произведения Иоганна Штрауса (сына)

Русское и немецкое название
Музыкальный файл
Вальс "Подсадные птицы"
Lockvögel. Walzer
mp3, 64 кбит/с, 2,87 Мб, 6:23
Комментарий
Питер Кемп:
"В 1875 г. журналист Фридрих Шлёгль (1821-92) в книге "Венская кровь" (о культурной жизни Вены) писал: "Популярные певички, которые поют о "божественной любви", продающейся с вечера, стали первыми "приманками" (Lockvögel), которые притягивали ночных распутников, как магнит - железо..."
Несмотря на довольно негативную коннотацию слова "Lockvögel" оно обладает и вторым значением из охотничьей терминологии: "подсадная птица". Иоганн Штраус, чей список произведений просто перенасыщен неоднозначными названиями, конечно же, вложил оба возможных толкования и вставил в партитуру интродукции и коды птичьи голоса. На украшенной обложке первого фортепианного издания пояснения нет. Но если перевести "Lockvögel" как "приманки", "искусителей" и "соблазнителей", нельзя не услышать обольщения, которое Иоганн так блестяще передаёт в интродукции и вальсовых секциях, прежде всего: 1В, 3В и 4А.
Вальс "Подсадные птицы" впервые прозвучал 5 июля 1852 г. на бенефисе Штрауса в заведении "Пивной зал" в венском пригороде Фюнфхаусе (ныне 15-й район Вены). Иоганн и Штраус-оркестр играли и на концерте, и на балу; в объявлении об "экстраординароном празднике" "Театральная газета" от 4 июля 1852 г. вопрошала: "Новый вальс, масштабная иллюминация, фейерверки, бал, светлое и крепкое пиво: сердце, что тебе ещё нужно?!" 7 июля она напечатала отчёт о празднике в "Пивном зале": "Устроитель праздника достоин сочувствия, поскольку зависит от погоды, капризов публики и от бог весть каких обстоятельств и положений. Герру Штраусу не приходится бояться капризов публики, т. к. он её признанный любимец, но с Юпитером Плювием ("Дождём") смертный не сделает ничего; так же было и позавчера, когда герр Штраус устраивал бенефис в "Пивном зале". Прекрасная летняя погода с утра казалась благосклонной к мероприятию, но днём она стала слишком хмурой и такой непредсказуемой, что отвратила многих людей от посещения праздника. Два военных оркестра игравшили по очереди со Штраус-оркестрм и снискали множественные аплодисменты за первокласное исполнение избранных музыкальных произведений. Впрочем, последний вальс Штрауса "Подсадные птицы" стал кульминацией программы и за весь вечер прозвучал около десятка раз. Танцевальные темы, которые столь же соблазнительны, сколь и пикантны и хорошо подходят к названию, у которых оригинальная, весьма эффектная инструментовка, составляют основу вальса, отделанного в стиле лендлера"".


назад