Произведения Иоганна Штрауса (сына)

Русское и немецкое название
Музыкальный файл
Кадриль "Источник любви"
Liebesbrunnen-Quadrille
mp3, 64 кбит/с, 2,51 Мб 5:37
Комментарий
Питер Кемп:
"Венская публика впервые познакомилась с наслаждением от оперы уроженца Дублина певца и композитора Майкла Уильяма Балфа, когда "Les Quatre Fils Aymon" ("Четыре сына Эмона") прошли в театре Йозефштадта 14 декабря 1844 г. С немецким названием "Die vier Haimonskinder" ("Четверо детей Эмона") тщательно отрепетированная пьеса встретила сенсационный успех и позже прошла в театре "Ан дер Вин" 24 сентября 1845 г. и через три дня (27 сентября) в Императорском-и-королевском придворном театре, в последнем случае уже под изначальным названием "Die vier Haimons-Söhne" "Четыре сына Эмона").
Иоганн Штраус-старший (1804-49) на успешной венской премьере работы Балфа, состряпав кадриль из её тем и сыграв "Кадриль детей Эмона" (соч. 169) 19 января 1845 г. на балу общества друзей музыки в большом зале венского имперского Редутензала. Успех кадрили у публики был так велик, что в течение четырёх недель весь тираж фортепианного переложения в 10 тысяч экземпляров оказался распродан, и потребовалась допечатка.
Коммерческий ход Иоганна-отца не ускользнул от внимания его сына - особенно, когда последний узнал из "Вандерера" от 3 февраля 1845 г., что Балф прислал в йозефштадтский театр на рассмотрение режиссёра партитуру "Источника любви", другой оперы. "Источник любви" ("Le Puits d'amour"), как и "Четыре сына Эмона" (1844 г.), родился в Париже и встретил восторженную премьеру 20 апреля 1843 г. в Опера-Комик. На лондонской премьере 8 августа 1843 г. под названием "Джеральдина" успех также был триумфальным. 23 сентября 1845 г. "Заммлер" извещал: "Источник любви" Балфа уже репетируется в театре "Ан дер Вин", а Штраус-младший делает новую кадриль на темы оперы". Очевидно, ожидая успеха комической оперы Балфа на премьере 4 ноября 1845 г., Иоганн-младший прогадал, потому что постановка и примадонна в роли Джеральдины - Йетти Трефц (на которой он женился через 17 лет), вызвали разочарование. Критик из "Винер Цайтшрифт" 6 ноября 1845 г. полагал, что "музыка не всегда та, которой она могла и должна была быть, и, к сожалению, она слишком изменила композитору "Детей Эмона"", а обозреватель из "Венской всеобщей театральной газеты" от того же дня был ещё резче: "Даже у одарённого человека бывают неудачные моменты, и именно в такой момент Балф создал эту оперу". Всего после трёх представлений "Источник любви" сняли с репертуара.
Тем временем Иоганн закончил кадриль по мотивам оперы Балфа. Кстати, Штраус-отец впервые исполнил в Вене увертюру к "Источнику любви" 12 октября 1845 г. перед отъездом на гастроли с оркестром; и 28 отября читатели "Венской иллюстрированной театральной газеты" могли узнать, что "несомненно, Штраус[-отец] пошлёт издалека своим неисчислимым поклонникам букетик, который окажется кадрилью "Источник любви"". На самом деле, такого произведения в каталоге опубликованных работ Штрауса-отца не появилось, и у Иоганна-младшего теперь был простор; 9 ноября 1845 г. он дирижировал премьерой собственной кадрили "Источник любви" в заполненном музыкальном помещении "Conversazione" у Игнаца Вагнера, в его пратерской "Второй кофейне". "Вандерер" от 12 ноября сообщал: "Наконец-то наши разговоры сменили тему с исключительного Балфа. Будет ли его "Источник любви" лучше, чем "Дети Эмона", будет ли написана кадриль по его мелодиям, и кто её напишет: Штраус-отец или Штраус-сын? Кто её впервые исполнит и где? Пришлёт ли он [Штраус-отец] её из-за границы, или мы будем ждать его приезда; будут ли обе вещи достойны друг друга, и кто кого обойдёт? Всё это были важные вопросы, но сейчас, хвала небесам, они разрешились, и наше салонное общество сможет оглядеться в поисках новой пищи для разговоров. Попросту, кадриль "Источник любви" наконец-то прозвучала, а именно в воскресенье 9 числа сего месяца у Вагнера под управлением Штрауса-сына. Мне приятно описывать эту кадриль как квинтэссенцию оперы Балфа за прекрасные, услаждающие темы, которые она объединила. Для широкой публики эта кадриль спасла честь оперы, и Балф должен благодарить за неё нашего талантливого Штрауса-сына". Критик из "Заммлера" 13 ноября того же года соглашался со взглядом коллеги: "Кадриль делает честь Штраусу-сыну, потому что на всём протяжении она демонстрирует умное использование тем и их эффектную инструментовку для целей танца, и это тем более достойно похвалы, потому что в последней опере было меньше тем, нежели в предыдущих, которые уже использовались для создания танцев. От исполнения к исполнению аплодисменты возрастали, а всего её пришлось сыграть пять раз".
В свете последнего сообщения особенно жаль, что оригинальная оркестровка Штрауса потерялась".


назад