Произведения Иоганна Штрауса (сына)

Русское и немецкое название
Музыкальный файл
Вальс "Пробуждающий к жизни"
Lebenswecker. Walzer
mp3, 64 кбит/c, 5,32 Мб, 11:52
Комментарий
Питер Кемп:
"Вальс Иосифа Ланнера "Пробуждающий к жизни (соч. 104, 1836 г.) и вальс Иоганна Штрауса-младешго с тем же названием разделяют двадцать лет. Обе работы отдают честь медицинской профессии, но первая посвящалась "господам практикующим врачам", тогда как вторую Штраус посвятил "господам студентам-медикам венского университета" по случаю их бала в зале "Софиенбад" 24 января 1860 г.
Бухгалтерская книга ШТраус-оркестра за 1860 г. обнаруживает феноменальный и ненасытный спрос на услуги братьев Иоганна и Иосифа во время венского карнавала в январе и феврале. Например, бал студентов-медиков был только одним из трёх праздников на которых Штраус-оркестр выступил в течение 24 января. Но несмотря на растущую музыкальную известность Иосифа Штрауса именно скрипка Иоганна владычествовала над венскими любителями танцев, и именно под неё они хотели плясать. Такой груз на плечах 34-летнего композитора и дирижёра, однажды уже слегавшего от физического и психического истощения в начале 1850-х, привёл к отказу Иосифа от успешной карьеры инжнеры, чтобы дать старшему брату передышку на посту дирижёра семейного оркестра. После того, как Иосиф решил полностью посвятить себя профессии музыканта, Иоганн смог лично появляться, хотя бы ненадолго, сразу в нескольких местах в один и тот же день. Такая практика привела к появлению статей в периодических изданиях, наподобие вышедшей в "Венской театральной газете" 27 января 1860 г. под заголовком: "Иоганн Штраус, мифическая личность". Газета предполагала, что приезжий в Вене мог не найти автора вальсов дирижирующим лично, как обещали многочисленные рекламные афиши, после чего задал бы вопрос: "Этот человек вправду существует... или этим именем обозначается прекрасное существо из сказки? Венский Иоганн Штраус существует только на бумаге, или он сделан из плоти и крови?" "Да", заключает газета, "он существует, но самые удачливые люди, которым доводится увидать то, чего не увидят простые смертные, счастливые "дети воскресенья" едва ли поймают его случайным взглядом. Во время фашинга [карнавала] по воскресным дням Иоганн Штраус, как демон, путешествует на быстром фиакре из одного заведения в другое; ему надо быть везде, поэтому его нет нигде. Сейчас они дирижирует оркестром здесь, потом там, поэтому его придётся поискать, чтобы увидеть".
Сложно сказать определённо, что подразумевал Иоганн Штраус, когда выбирал названия для вальса: "Пробуждающий к жизни". Но художник, илююстрировавший обложку первого издания фортепианного переложения, сомнениями не мучился: это благородная лоза с завидными листьями и плодами; и там же возлежащий ангелок беспечно пьёт вино из поднятой кверху донышком бутылки".


назад