Произведения Иоганна Штрауса (сына)

Русское и немецкое название
Музыкальный файл
Полька-мазурка "Веселье на бивуаке"
Lagerlust, Polka-Mazur
mp3, 64 кбит/с, 2,01 Мб, 4:30
Комментарий
Питер Кемп:
"Премьера "Симплициуса", "оперетты с прелюдией и 2 актами" Иоганна Штрауса, прошла в венском театре "Ан дер Вин" 17 декабря 1887 г. На следующий день в венском сатирическом журнале "Бомба" появилась карикатура, изображающая короля вальсов, который цепко держит партитуру "Симплициуса", и при этом выкидывает нотные листы из двери магазина. Подпись гласила: "Ввиду затоваренности склада Иоганн Штраус устраивает большую распродажу избыточной музыки". Таким образом художник сообщал, что Штраус накопил большое количество музыки во время сочинения "Симплициуса", и не вся она вошла в окончательный вариант партитуры.
Собрав, таким образом, большой запас мелодий, Иоганн Штраус, наверное, легко мог выбирать материал для шести отдельных оркестровых пьес, которые создал из тем "Симплициуса". Два последовавших произведения, "Старонемецкий вальс" и вальс "Юношеская любовь", напечатанные без каталожных номеров, вышли в 1880 и в 1890 гг. Из первых шести три: вальс "Нимфа Дуная" (соч. 427), "Кавалерийский марш" (соч. 428) и полька "Смело вперёд!" (соч. 432) сразу же понравились венским любителям музыки. Успех этих произведений затмил другой танец из "эскадрона" Симплициуса - польку-мазурку "Веселье на бивуаке", которую издательский дом Кранца выпустил немного позже. Полное разочарование Штрауса после того, как "Симплициус" не смог завоевать мысли театральной публики, может объяснить недостаток его интереса к распространению "Веселья на бивуаке" через концерты. И в самом деле, поскольку нам неизвестно, чтобы Штраус-оркестр  (под управлением Эдуарда, брата композитора) играл эту вещь до окончания венского карнавального сезона-1888, вполне возможно, что премьерное исполнение состоялось силами какого-нибудь военного оркестра зимой 1887 или весной 1888 года, вслед за выходом из печати. Со своей стороны Штраус мог на самом деле быть слишком занят, чтобы заниматься судьбой польки-мазурки: ещё до того, как "Симплициус" исчез из репертуара после 29 представлений, композитор занялся пересмотром либретто. Он приложил большие усилия, чтобы спасти "серьёзную" оперетту от забвения, и участвовал в создании двух последовавших переработок.
Иоганн взял название к польке-мазурке "Веселье на бивуаке" из соло Симплициуса в финале II акта (№10): "Im Lager umher, die Kreuz und die Quer, um Alles zu seh'n, wollt' ich mich ergeh'n" ("Вокруг лагеря, вдоль и поперёк, чтобы всё увидеть, хочу я пройтись"). Но музыка для этого фрагмента отсутствует в польке. Любопытно, что открывающей мелодии (темы 1А) "Веселья на бивуаке" нет нигде в опубликованной окончательной фортепианной версии пьесы. Другие темы польки таковы:

1В - вступление ко II акту (№6), вахмистр: "Ja, erstens Pferd und zweitens die Liebe" ("Да, во-первых, лошадь, а во-вторых любовь")

Трио 2А - антракт (№10 с половиной)

Трио 2В - вступление ко II акту (№6), Тилли, 4-тактная фраза на слова "Ach, der Feuerwein" ("Ах, огненное вино")".


назад