Произведения Иоганна Штрауса (сына)

Русское и немецкое название
Музыкальный файл
Кройцфидель, французская полька
Kreuzfidel!, Polka française
mp3, 32 кбит/с, 897 кб, 3:49
Комментарий
Питер Кемп:
"Едва закончился карнавал 1865 г., как Иоганн Штраус выехал из Вены на отдых в сопровождении жены Йетти. В январе и феврале 1865 г. врачи постоянно сообщали о том, что он страдает от "нервного истощения", и Иоганн настоял на том, чтобы его младший брат Эдуард заменил его в Павловске на первую половину российского концертного сезона. Средний брат, Иосиф, и сам был далёк от хорошего состояния, поэтому остался в Вене руководить Штраус-оркестром, пока Эдуард не вернулся из Павловска в июле, чтобы Иосиф также по совету врачей взял отпуск.
Пока Эдуард ещё был в Павловске, Иоганн поехал туда, чтобы продолжить вторую половину сезона-1865, и начал выступления с оркестром в вокзальном павильоне 29 июля (17 июля по российскому календарю). Эдуард не имел особенного успеха: Иоганн в письме к Иосифу от 28 (16) июля сакркастично замечал, что несмотря на периодические шуиные аплодисменты прощальному концерту его брата "недоставало цветочных подношений, потому что бедные женщины, которые составляли его здешнюю партию, предпочли бы, чтобы он дарил им цветы". Иоганн не полностью восстановился от болезни, и периодически руководителю его оркестра герру Зимону приходилось дирижировать вместо него. События 1865 г. не прошли мимо глаз управления железной дороги, которое нанимало венского короля вальсов, и Иоганну, а также Йетти поступило предупреждение, что железная дорога ведёт переговоры с потенциальным преемником на 1866 г.; этого музыканта сам Иоганн характеризовал как "очень честного и прямого дирижёра", это был немецкий маэстро Генрих Фурстнов из гамбургской Альтоны. Штраус остался равнодушен к этим планам, что следует из названия сочинения, которое он представил на бенефисе 5 сентября (24 августа) 1865 г.: "Фидель-полька". Новинку тут же потребовали на бис, и ещё несколько раз она звучала в ходе сезона, изменив при этом имя на "Кройцфидель" с 14 (2) сентября. "Фидель" в данном случае означало "весёлый", а "Кройцфидель" - превосходная степень на венском диалекте.
Хотя в дневнике заслуживающего доверия Иосифа Штрауса записано, что Иоганн дирижировал венской премьерой "Кройцфиделя" на бенефисном концерте в Фольксгартене 12 ноября 1865 года, из реклам следует, что Иоганн сократил число новинок для этого события до вальса "Придворные танцы" (соч.298), "Вневременной польки" (соч.302) и "Кадрили для деревенского бала" (соч.303). Поэтому на самом деле композитор дирижировал венской премьерой на концерте в Фольксгартене, с двумя другими братьями, 19 ноября 1865-го, на следующий день после издания К.А.Шпиной этой польки под названием "Кройцфидель".
Полька "Кройцфидель" была в багаже Иоганна во время путешествия на всепланетный юбилей мира и международный фестиваль музыки в Бостоне, США, летом 1872 года. Сочинение прозвучало только один раз: на дневном концерте Иоганна в огромном здании Колизея 3 июля. (Это был "День Горация Грили", одного из кандидатов в президенты). Композитор излечился от приступа ревматизма в правом плече, который прихватывал его на той неделе; и журналист из "Нью-Йорк Трибьюн" 4 июля 1872 с заметным незнанием немецкого языка писал: "Штраус уже был собой, когда дирижировал "Вином, женщинами и песнями" и, на бис, полькой "Кратус Фидаль""".


назад