Произведения Иоганна Штрауса (сына)

Русское и немецкое название
Музыкальный файл
Вальс "Королевские песни"
Königslieder, Walzer
mp3, 64 кбит/с, 5,46 Мб 12:11
Комментарий
Питер Кемп:
"Летом 1862 г. Иосифу Штраусу пришлось, в основном, против желания, замещать брата Иоганна в Павловске под Санкт-Петербургом, когда тот резко прервал гастрольный сезон и вернулся в Вену по фальшивым медицинским показаниям. Через 7 лет, в 1869 г., Иосиф готовился к поездке в Павловск с Иоганном, но на этот раз уже специально, чтобы разделить дирижёрскую работу в вокзальном павильоне. Иосиф надеялся, хотя и тщетно, застолбить будущие павловские сезоны для себя.
Перед запланированным на 7 апреля отъездом в РОссию Иоганн и Иосиф объединили усилия с братом Эдуардом Штраусом, чтобы провести "Прощальный концерт" 4 апреля 1869 г. в Цветочных залах Садоводческого общества на венском "Парковом кольце" вблизи дворца Кобург. Мероприятие собрало около 3 тысяч человек и "Нойес Фремден-Блатт" от 6 апреля 1869 г. сообщил, что "такая посещаемость публикой экстраординарных событий является лучшим мерилом широкой популярности Штраусов. Более того, публика не ограничивает себя в аплодисментах, и не только вальс "Королевские песни" и полька-мазурка "Фата-моргана" Иоганна Штрауса с вальсом "Песни почёта" Иосифа Штрауса - в высшей степени успешные сочинения, прозвучавшие впервые, - потребовалось повторить несколько раз, но и предыдущие вещи братьев Штраусов встретили самый благосклонный приём.
Два новых вальса: "Королевские песни" Иоганна и "Песни почёта" Иосифа имели не только одновременную премьеру, но и одного августейшего адресата посвящения - его величество португальского короля Луиша I (1838-89). Луиш, который правил с 1861 г. до смерти в 1889, происходил из португальского дома Саксен-Кобург-Браганса, который начался в 1836 г. от его отца, принца Фердинанда Саксен-Кобург-Кохари (1816-85), ставшего португальским королём Фернанду II. Луиш Филипе, таким образом, принадлежал к правителям из кобургского дома, чьим разбросанным повсюду выходцам семья Штраусов посвятила много сочинений, начиная с вальса Штрауса-отца "Чествование Виктории, королевы Великобритании" (соч. 102, 1838 г.) и заканчивая "Коронационным вальсом" (соч. 40, 1902 г.) Иоганна Штрауса-внука, написанным для короля Эдуарда VII и королевы Александры. В 1862 г. Луиш I женился на принцессе Марии-Пии Савойской (1847-1911), дочери итальянского короля Виктора Эммануила II, и у пары родилось два сына: Карлуш и Мануэл.*
Почему братья Штраусы выбрали определённый день, чтобы выразить почтение Луишу Филипе, остаётся неясным: мы можем исключить день рождения, потому что король родился 31 октября 1838 г., также он не посещал Вену во время концерта. Более того, признанный авторитет из лиссабонского музея "Дворец Ажуда" г-жа доктор Граса Мендеш Пинту не может определить какого-либо события тех дней с участием короля Луиша, которое могло бы повлиять на выбор посвящения или точной даты премьеры.
В этой связи интересно письмо, посланное Иоганну Штраусу баронессой фон Руттенштайн, бывшей девочкой-вундерикндом Констанцией Гайгер (см. вальс "Изгоняющий уныние", соч. 247), с 1861 г. - женой принца Леопольда Саксен-Кобург-Готского. Письмо, отправленное из Готы 27 января 1869 г., в частности, гласило: "Я нахожу правильным, что Вы ждёте окончания карнавала, чтобы Ваш и Вашего дорогого брата сочинения в Лиссабон - пакет станет особенно ценным для Его Величества! Пожалуйста, сообщите мне в своё время, чтобы мой драгоценный супруг мог известить своего высокого и досточтимого племянника, короля Луиша, об их отправке!" Остаётся неясным, подразумевались ли под сочинениями вальсы "Королевские песни" и "Песни почёта", или же другой набор танцев от братеьв Штраусов.
Как и сопутствующее произведение, "Песни почёта", Иоганнов вальс "Королевские песни" исполнен лирики, хотя в свете красивой интродукции его тематическому материалу как будто не хватает оригинальности и изобретательности, которойполны сочинения того же времени, "золотого периода" в творчестве Иоганна. Предположение знаменитого профессора д-ра Макса Шёнгерра о том, что Иоганн вплёл в коду "Королевских песен" цитату из темы 3В вальса брата Иосифа "Венские фрески" (соч. 249), не подтверждается после сравнения двух работ".

*Очевидно, ошибка Кемпа: Мануэл это сын, а не брат Карлуша, а брата звали Афонсу.


назад