Произведения Иоганна Штрауса (сына)

Русское и немецкое название
Музыкальный файл
Марш саксонских кирасир
Sachsen-Kürassier-Marsch
mp3, 64 кбит/с, 1,26 Мб 2:50
Комментарий
Питер Кемп:
"Самая популярная работа из всего множества, которые композиторы династии Штраусов написали для празднования ежегодного Дня Святой Анны (26 июля), это, несомненно, "Аннен-полька", соч. 117. Пьеса впервые исполнялась раньше "красного дня", а именно 24 мюля 1852 г. Но музыкальная плодовитость 26-летнего композитор была такова, что уже на сам день св. Анны в 1852 г. он представил новое сочинение - лихой "Марш саксонских кирасир".
Умеющему считать деньги Штраусу мысль о сочинении "Марша саксонских кирасир" пришла ввиду двух обстоятельств. Во-первых, императорский-и-королевский кирасирский полк №3 короля Саксонии тогда квартировал в Вене, а его оркестр уже играл со Штраус-оркестром по разным случаям под управлением Игнаца Ванека. А во-вторых, что ещё важнее, на Иоганна повлияло присутствие в Шёнбруннском дворце австрийской столицы королевы Марии Анны, второй жены саксонского короля Фридриха Августа II (1797-1854), который, в свою очередь, был шефом и почётным полковником австрийского полка.
В выпуске от 25 июля 1852 г. Венская всеобщая театральная газета сообщила, что Й. Валентин, арендатор огромного помещания "Биргалле" ("Пивной зал"), что находился на линии "Марияхильф" (один из въездов через древние укрепления вокруг Вены), 26 июля организует "чудесный фестиваль в знак уважения ко многим прекрасным Аннам нашей столицы. Будут участвовать четыре больших военных оркестра под предводительством Штраусова оркестра; фейерверки, иллюминация, бал и т. д., ит. п. сразу же окунут посетителей в море развлечений, порядки будут без ограничений - весёлые и игривые. Для украшения праздника Штраус сочинил "Марш кирасиров саксонского короля", посвящённый достойному офицерскому корпусу императорского-и-королевского кирасирского полка короля Саксонии, каковой марш прозвучит в 9 часов в исполнении 150 музыкантов". Музыканты Штраус-оркестра и кирасирского полка объединились для премьеры марша Штрауса, к ним присоединились музыканты 26-го пехотного полка российского великого князя Константина (дирижёр - Йозеф Лиман) и ещё один военный оркестр под управлением Людвига Морелли, все теперь играли по знаку Иоганна Штрауса. "Венская всеобщая театральная газета" 28 июля 1852 г. сообщила со значением: "Если "Марш Радецкого" Штрауса-отца не стал первым армейским маршем австрийских войск, то "Марш саксонских кирасир" вполне мог бы, потому что он обладает всеми необходимыми чертами такого сочинения. Едва ли стоит упоминать, что Штраусу пришлось повторять марш на бис... Несколько раз".
Сегодня приезжающие в Вену туристы к своему разочарованию не смогут найти внушительного здания "Биргалле", потому что его снесли 28 августа 1882 г., и на этом месте в пятнадцатом районе Рудольфсхайме-Фюнфхаусе расположен деловой квартал. "Биргалле" выросла рядом с пивоварней "Фюнфхаус" в 1839 г. и получила разрешение на торговлю пивом. Она гордилась самым большим обеденным садом в Вене, что оспаривалось со стороны казино Унгера в Гернальсе, и выступления Иоганна Штаруса в этом месте были продолжением музыкальной традиции, которую заложил ещё Йозеф Ланнер (1801-43), первый из выдающихся венских дирижёров, кто давал там концерты, и чей сын Август (1835-55) выступил с композиторским и дирижёрским дебютом в Биргалле 19 марта 1853 г."


назад