Произведения Иоганна Штрауса (сына)

Русское и немецкое название
Музыкальный файл
Полька "Камерный бал"
Kammerball Schnell Polka
mp3, 64 кбит/с, 1,13 Мб, 2:35
Комментарий
Питер Кемп:
"20 января 1850 г. 24-летний Иоганн Штраус подал прошение в службу главного распорядителя придворного хозяйства о дозволении дирижировать музыкой на придворных и камерных балах во дворце Хофбурге, зимней резиденции Габсбургов. 31 января поступил отказ, и обязанности дирижёра придворных и камерных балов по-прежнему остались за Филиппом Фарбахом-старшим (1815-85), бывшим флейтистом оркестра Штрауса-отца. Но почему-то в ходе карнавала-1850 несколько газет по ошибке сообщили, что Иоганн Штраус получил ангажемент ко двору, например 23 января "Гайсель" сообщала, что в этот день он должен дирижировать на "Большом камерном балу" эрцгерцогини Софии. Статья вызвало печатное опровержение в "Театральной газете" от 9 февраля 1850 г. за авторством Фарбаха, который, в свою очередь, рассердил Штрауса; и жёсткое соперничество музыкантов перешло в длительную личную вражду.
Неустрашимый, твёрдо намеренный унаследовать место отца при дворе Иоганн запланировал целую кампанию, чтобы достичь цели. Очевидно, его вёл советник, искушённый в придворных делах. Такие работы как марш "Объединённые силы" (соч. 96) и кадриль "Виват!" (соч. 103), равно и публичные акты благотворительности свидетельствовало о его стремлении добиться благосклонности двора. Летом 1851 г. он познакомился с 15-летней девочкой-вундеркиндом Констанцией Гайгер (1835-90), чьи вальсы включал в свой репертуар и часто исполнял. Её отец также являлся умелым музыкантом, но, что было более важно для Штрауса, обучал музыке императора Франца Иосифа и его братьев. Мать Констанции также была связана со двором как самая изобретательная венская модистка, она часто бывала в комнатах Хофбурга и дворцах аристократов. Влияние родителей девочки при дворе в своё время оценил Иоганн Штраус-отец посвятивший кадриль "Флора" 9-летней Констанции.
Верноподданническое поведение молодого Иоганна в итоге принесло плоды, и ему доверили, пока без назначения на должность, дирижировать бальной музыкой при императорском дворе в ходе карнавала-1852, сначала совместно с упомянутым Филиппом Фарбахом.
Достигнув цели, Иоганн стал своим человеком на танцах в Хофбурге, и для камерного бала во дворце, первого в 1860 г., назначенного на 11 января, он написал шаловливую польку "Камерный бал". Широкая публика услышала её на танцевальных бенефисах Штрауса в зале "Софиенбад" (13 февраля) и в "Шперле" (20 февраля); также произведение прозвучало среди 13-ти новых работ Иоганна и Иосифа на ежегодном "Карнавальном ревю" в Фольксгартене 26 февраля, которое состояло из танцев, написанных для проводов масленицы. Полька была издана Карлом Хаслингером 18 февраля 1860 г. По непонятным причинам вещь не задержалась в концертном репертуаре, но была спасена от безвестности Анталом Дорати, который использовал её первую и вторую темы (1A и 1B) для компилированного балета Штрауса "Выпускной бал" (1940 г.), где их можно услышать в начале "Большого галопа" (№12)".


назад