Произведения Иоганна Штрауса (сына)

Русское и немецкое название
Музыкальный файл
Вальс "Братья-шутники"
Jux-Bruder Walzer
mp3, 64 кбит/c, 3,28 Мб, 7:19
Комментарий
Питер Кемп:
"Сразу после венского карнавала-1858 г. столица потеряла двух крупных устроителей праздников: Фердинанда Доммаера (1799-1858), владельца казино Доммаера в пригороде Хитцинге, и Иоганна Георга Шерцера (1796-1858), многолетнего владельца танцевального зала "Шперль в пригороде Леопольдштадте. Увеселительные мероприятия тесно связывали и того, и другого со Штраусами. В 1857 г., незадолго до смерти, Шерцер за 75 тысяч флоринов продал "Шперль" Францу Дауму, хозяину "Нового Элизия" (развлекательное заведение). У Даума были свои виды на "Шперль", который с середины 1840-х испытывал всё усиливающуюся конкуренцию со стороны более внушительных бальных мест, таких как залы "Одеон" и "Софиенбад". 14 февраля 1858 г. "Венская театральная газета" объявила, что бенефис Иоганна Штрауса пройдёт на следующий в Леопольдштадте под девизом: "Последний карнавальный понедельник в старом "Шперле"". Газета продолжала: "Это танцевальное празднество станет последним в этих залах, предназначенных для радости и счастья, потому что осенью всё здание переходит в собственность герра Даума, который преобразит его в парижском стиле. И со "Шперлем" уйдёт ещё частица старой доброй Вены!.. Итак, пароль карнавального понедельника: ""Шперль" и Штраус!""
Для финального бала в "старом "Шперле"" и одновременно последнего бала в карнавальном сезоне Иоганн создал особенно привлекательный вальс в стиле лендлера, которому дал название "Братья-шутники". Это было его девятое произведение для венского карнавала-1858. Его брат Иосиф, который в тот вечер сменял Иоганна у дирижёрского пульта перед Штраус-оркестром, написал для карнавала шесть своих танцев; но самые большие аплодисменты достались "Братьям-шутникам". Критик из "Венской театральной газеты" в номере от 17 февраля 1858 г. подводил итог: "Эта вальсовая цепочка вбирает в себя венский дух так стильно и живо, так мелодично и увлекательно, исполнившись самого большого радушия из характера венцев. Танцоры, увлекаясь весёлыми мелодиями, которые полностью соответствуют названию, превратились в вечные двигатели; никто не хотел уходить с танцевального пола, никто не хотел оставить пару по танцу, и Штраусу пришлось снова взять скрипку со смычком и ещё раз исполнить "Братьев-шутников". Во время бала вальс наверняка прозвучал дюжину раз, всегда вызывая тот же восторг. "Братья-шутники" будут исполняться часто, потому что состоят из слишком красивых и слишком свежих мелодий, чтобы кто-нибудь быстро устал от них. Сказано: "В поте лица своего будешь добывать хлеб свой [Бытие 3:19], и эти слова и вправду подходят ко Штраусу; неисчислимые капли пота скатывались по его лбу, и почти промокнув от пота, он оторвался от оркестра, когда "Братья-шутники" последний раз прозвучали в зале".
Но хотя "Братьям-шутникам" и не было суждено долгой популярности, вопреки предсказанию критика из "Венской театральной газеты", часть их (вся интродукция и вальс 4А) получили новую жизнь через 14 лет, когда Иоганн объединил их с вальсами "Весельчаки" (соч. 34), "Потоки лавы" (соч. 74), "Живём лишь однажды!" (соч. 167), "Вибрации" (соч. 204) и "Придворные танцы" (соч. 298), чтобы создать "Юбилейный вальс" - попурри, которое он составил для поездки на Всепланетный юбилей мира и Международный музыкальный фестиваль в Бостоне, США, в июне-июле 1872 г."


назад