Произведения Иоганна Штрауса (сына)

Русское и немецкое название
Музыкальный файл
Вальс "Танцы для бала юристов"
Juristen-Ball-Tänze, Walzer
mp3, 64 кбит/с, 4,92 Мб, 10:56
Комментарий
Питер Кемп:
"Существует множество исторических анедкотов об Иоганне Штраусе-младшем, и многие из них запечатлевают его примечательную продуктивность в сочинении музыки. Писатель Людвиг Айзенберг (1858-1910) рассказывал несколько таких историй, многие, как принято считать, апокрифические, в книге "Johann Strauss: Ein Lebensbild" ("Иоганн Штраус: картина жизни"), 1894 г., первой биографии короля вальсов. Зачастую рассказ Айзенберга звучит очень по-голливудски: "Многие прелестные танцы ложились на нотные линейки прямо из головы, кружившейся от шампанского, и тяжёлых рук утром после возвращения домой с бала. Штраус всегда сочинял со сногсшибательной скоростью и всюду, куда требовалось. Зачастую во время безумно занятого, но ни в коем случае не бездумно поспешного творческого периода маэстро он создавал танцы, набрасывая их всего после часового сна для восстановления от бессонной ночи с освежающей чашкой кофе; и созданные в такой быстрой работе они находили огромный успех среди публики. К ним относится хорошо известный вальс "Танцы для бала юристов" (соч. 177), который Штраус подарил миру таким же образом, как описано, примерно между 7 и 8 часами утра с усталым телом, затуманенными глазами, дрожащими пальцами, но всегда свежим вдохновением. Этот же вальс, как и многие танцы того же автора, был сразу и оркестрован. Как могут услышать знатоки музыки прямо в его вальсах, оркестровка в своей уникальности выражена с особой ясностью, которая возникает одновременно с мелодией".
"Танцы для бала юристов" Иоганн посвятил "господам студентам-правоведам Венского университета" по случаю их бала 14 января 1856 г. в зале "Софиенбад". Ежегодный бал юристов тогда был одним из самых примечательных традиционных праздников карнавального сезона, привлекавшим высшее общество. Журналист газеты "Фремденблатт" в номере от 16 января 1856 г. писал о мероприятии так: "В этом году бал юристов превзошёл предшествующие по великолепию украшений. Помещение было отделано с самым тонким вкусом, а по обоим концам имелись как бы маленькие сады, из которых очаровательные купидоны разглядывали весёлую толпу... Герр Штраус дирижировал и получил обильные аплодисменты за новое произведение "Танцы юристов"". "Вандерер" от 17 января 1856 г. выражал сходное мнение: "О бале юристов, который в понедельник прошёл в зале "Софиенбад", мы можем отозваться только положительно. Самые высокопоставленные сановники, знатные аристократы и т. п., присутствовавшие на балу, ещё более увеличили роскошь. Последний вальс Штрауса "Танцы для бала юристов" так же вдохновенен и захватывающ, как и его предшественники".
Вальс "Танцы для бала юристов" оказался самым популярным из всех произведений Иоганна, которые в тот год игрались на павловском вокзале во время дебютного концертного сезона в России: на концерте открытия 18 мая (6 мая по российскому календарю), проходившем с 7-45 вечера до 12-45 ночи, он прозвучал четыре раза, а всего в ходе пятимесячного ангажемента Штраус дирижировал произведением на концертах не меньше, чем 139 раз. Как отмечал петербургский корреспондент "Венской театральной газеты" в номере от 5 сентября 1856 г.: "Из всех его танцев наибольшее впечатление производят вальс "Танцы для бала юристов" и полька "Без забот". Они сами по себе имеют волшебную власть уносить слушателей в огибаемую Дунаем столицу, в "Шперль" и в Фольксгартен". Через тридцать лет, 15 марта 1886 г., когда Иоганн готовился к последним гастролям в России, он написал доблестному* хранителю музыкального архива Штраусов, брату Эдуарду, запрос на пятнадцать номеров. Наверное, вспоминая об огромном успехе вальса за тридцать лет до того, Иоганн начал список с "Танцев для бала юристов".
Хотя сегодня "Танцы для бала юристов" не принадлежат к наиболее часто исполняемым вальсам Штрауса, они могут быть совсем знакомы слушателям, потому что интродукция (с минорными изменениями) звучит в составном балете Антала Дорати "Выпускной бал" (1940) во время сцены прибытия кадет (аллегро марциале)".**

* Видимо, Кемп употребляет это слово с иронией, т. к. мы знаем, что именно Эдуард Штраус в 1907 г. сжёг архив легендарного Штраус-оркестра.

** Ну, а одну вальсовую тему Штраус переложил на маршевый ритм и использовал для "Марша князя Барятинского".


назад