Произведения Иоганна Штрауса (сына)

Русское и немецкое название
Музыкальный файл
Вальс "Юношеские грёзы"
Jugend-Träume. Walzer
mp3, 64 кбит/с, 4,56 Мб, 10:09
Комментарий
Питер Кемп:
"15 февраля 1845 г. венская газета "Вандерер" сообщила читателям: "Штраус-сын получил повышение! Сегодня он во главе собственного оркестра впервые появится там, где отец переживал самые славные триумфы, в колыбели его всеевропейской славы, в милом Шперле!" Первое суаре 19-летнего молодого человека в зале "У Шперлбауэра", если называть место бала полностью, принесло восторженные аплодисменты многочисленной публики, и вскоре последовали дальнейшие выступления. (Ему также должен был льстить комплиент, полученный в марте от приезжавшего "Северного героя танцев", датского композитора и дирижёра Ханса Кристиана Лумбье (1810-1874), чей специально написанный вальс "Память о Вене" представлял "воспоминания о вальсах Иоганнов Штраусов: отца и сына".)
Среди мероприятий, которые Иоганн-младший организовал в "Шперле" летом 1845 г., было и "Экстраординарное летнее ночне праздничное суаре с производящими впечатление видами Неаполя и Везувия". Для этого праздничного представления 5 июля 1845 г. Он и сочинил вальс "Юношеские грёзы". 8 июля 1845 г. "Вандерер" сообщил о происходившем в "Шперле": "Три дня назад в "Шперле" прошёл праздник. Музыка Штрауса-сына и, впервые, полностью оригинальный вальс Штрауса-сына! Какая же ещё причина нужна венцам, чтобы прийти в большом количестве? И венцы пришлы, слушали и хлопали, хлопали вещи за вещью, хлопали номеру за за номером. И когда подошла очередь "Юношеских грёз", то были уже не аплодисменты, а овация, восхищение! Вальс прозвучал с бисами шесть раз, и публика всё не могла наслушаться. Хотя предыдущие сочинения Штрауса-сына превосхадны, это вальс превзошёл их все. Это произведение, впрочим, как и все, созданные молодым любимцем публики, несёт отпечаток его гения. Штраус[-отец] и Ланнер всегда различались в сочинении танцев: возбуждающая страсть с огнём у одного и гениальность с юмором и мягкостью у другого. Штраус-сын, третий в этом обществе, находится посередине, примиряя и сочетая обе стороны. Если он начнёт удивительной, огенной, искристой мелодией, которая заставит наши ноги двигаться, то сразу же после этого мягкая и ласкающая музыка, которая найдёт путь к сердцу каждого...  Не стоит и говорить, что в таких благоприятных условиях должны постоянно греметь аплодисменты, а венцы вскоре признали бы композитора своим любимчиком. И то, что Штраус-сын быстро захватил верховную власть в мире вальса, подтверждает наши суждения".
Обозреватель из "Заммлера" от 8 июля 1845 г. согласился с мнением коллеги из "Вандерера" о том, что "Юношеские грёзы" - "один из самых красивых вальсов, и это к высшей чести Штрауса-сына". Говоря же о самом суаре, "Заммлер" отмечал: "Праздник был обставлен очаровательно подсвеченными и приятными глазу украшениями, а также другими затеям; публики пришло очень много, и большинство посетителей разошлось лишь далеко заполночь.
Почти через полвека во время празднования в октябре 1894  г. Золотого юбилея Штраусова дебюта в качестве композитора и дирижёра, Эдуард Штраус отдал дань уважения брату, составив оркестровую фантазию "Венок из вальсов Иоганна Штрауса", соч. 292, которая цитирует вступительную секцию (тема 1А) "Юношеских грёз" среди 25-ти других мелодий венского короля вальсов.
Оригинальная партитура вальса "Юношеские грёзы", к сожалению, была утрачена, а полная оркестровая версия, видимо, никогда не выходила. Существующее позднее издание для малого состава содержит довольно сильно отличающуюся от оригинала версию".


назад