Произведения Иоганна Штрауса (сына)

Русское и немецкое название
Музыкальный файл
Праздничный радостный марш
Jubelfest-Marsch
mp3, 64 кбит/с, 2,21 Мб 4:56
Комментарий
Питер Кемп:
"Атмосфера предвкушения праздника, которая несколько недель нарастала в Вене, достигла апогея 10 мая 1881 г. В это день единственный наследник обширной Австро-Венгерской империи, сын кайзера крон-принц Рудольф (1858-89), сочетался браком с принцессой Стефанией Бельгийской (1864-1945) на торжественной церемонии в церкви Августинцев. За год до того 199 певцов Венского мужского хорового объединения съездили в Бельгию и в лакенском шато пели серенады для молодой пары и бельгийской королевской фамилии.
Как и ожидалось, и Иоганн Штраус, и его брат Эдуард были в первых рядах, поздравивших августейших новобрачных: Эдуард - вальсом "Вуаль и корона" (соч. 200), а Иоганн - двумя хоральными номерами: вальсом "Миртовые цветки" (соч. 395) и грандиозным "Праздничным радостным маршем", соч. 396. Сам Иоганн дирижировал первым исполнением второй работы в театре "Ан дер Вин" 10 мая 1881 г. - в день свадебных торжеств - в качестве пролога к театральному представлению сказки "Рождественская ёлка" авторства Ванлоо [тж. известен как Ванло - А. З.], Летерье и Мортье. Хотя Рихард Жене, соавтор либретти нескольких Штраусовых оперетт, положил на марш стихи для мужского хора, премьера прошла с оркестром без вокального сопровождения. Такое же простое оркестровое исполнение марша Штраус-оркестром, назначенное на вечер того дня в Фольксгартене под управлением Эдуарда Штрауса, было отложено до 13 мая из-за плохой погоды.
Работу композитор "с глубочайшим почтением" посвятил "его императорскому и королевскому высочеству светлейшему эрцгерцогу кронпринцу Рудольфу".

От себя добавлю, что тема 1А напоминает "Инаугурационный марш президента Гарфилда" авторства Дж. Ф. Сузы, который впервые исполнялся за два месяца до Штраусова марша. Скорее всего, это просто совпадение: Штраус, как и Суза, создавал церемониальный марш на принципах не слишком затейливой мелодии с простой гармонией, которая ненадолго разнообразится контрастом, чтобы потом снова разрядиться в устойчивую тональность. Что ещё роднит два марша, так это трагическая судьба адресатов: Гарфилд умер после покушения в том же году, кронпринц Рудольф через несколько лет застрелился от несчастной любви.


назад