Произведения Иоганна Штрауса (сына)

Русское и немецкое название
Музыкальный файл
Вальс "Блуждающие огни"
Irrlichter. Walzer
mp3, 64 кбит/с, 5,1 Мб 11:21
Комментарий
Питер Кемп:
"Почти сверхъестественное качество наполняет сказочную интродукцию к очаровательному вальсу Иоганна Штрауса "Блуждающие огни", а его мастерское владение инструментовкой  вызывает феномен, известный как "блуждающие огни", "Джек-с-фонарём" или "Лампа монаха". Менее романтический латинский термин "Ignis fatuus" (букв. "глупый огонь") лучше [видимо, для англофонов - А. З.] объясняет этот световой феномен. "Блуждающие огни" выглядят как бледное пламя или фосфоресценция, иногда мерцающие над болотистой местностью, изредко над кладбищами; предполагается, что это результат самовозгорания газов наподобие метана ("болотный газ"), которые выделяются при распаде мертвых растений и животных под водой. Также "блуждающими огнями" называют людей, которые увлекают и уводят с пути; и Иоганн дал своим "Блуждающим огням" вступительный вальс, который невероятно увлекателен, флейта-пикколо в нём изображает внезапные вспышки крошечных, почти призрачных огоньков.
Первое упоминание о вальсе "Блуждающие огни" находится в "Венской всеобщей театральной газете" от 22 января 1859 г. Короткая статья перечисляет названия танцевальных сочинений Иоганна и Иосифа для предстоящих праздников, в т. ч. и вальс Иоганна "Блуждающие огни" для бала студентов-инженеров Венского университета, назначенного на 31 января 1859 г. в зале "Софиенбад". Поскольку братья Штраусы предпринимали обязательные усилия к тому, чтобы названия их многочисленных танцев не совпадали, интересно отметить, что название "Блуждающие огни" уже использовалось Иосифом, всего на семь месяцев раньше, для вальса, который он впервые сыграл 7 июня 1858 г. на концерте в венском Вассергляцисе. Вскоре вальс исчез из концертного репертуара, а в списке напечатанных сочинений Иосифа такого названия нет. Остаётся только гадать, позаимствовал ли Иоганн у Иосифа только название вальса или же музыкальные элементы сочинения брата нашли дорогу в танец Иоганна для студентов-инженеров.
Примечательна неоднозначная реакция прессы на вальс Иоганна, представленный на балу студентов-инженеров. Репортёр из "Венской всеобщей театральной газеты" 4 февраля 1859 г. отмечал: "Штраус вдохновлял танцы увлекательной и притягательной музыкой, и с девяти часов до раннего утра паркет дрожал под ногами толпы любителей танцев. Помимо своих самых популярных танцев Штраус исполнил и вальс "Блуждающие огни", который сочинил специально для бала, его первая, третья и пятая секции были приняты лучше всего благодаря оригинальным и пикантным мелодиям". Обозреватель из газеты "Фремден-Блатт" от 2 февраля 1859 г. не был так впечатлён последним вальсовым предложением Иоганна: "Пока глаз раджовался массе молодых дам в элегантных платьях, ухо в не меньшей степени наслаждалось музыкой под управлением Штрауса. Впрочем, его новый вальс "Блуждающие огни", специально сочинённый для бала, не принадлежит к числу его самых ценных произведений. Это довольно монтонный вальс, мы не услышали весёлых звуков венского танца, но получили взамен "Воспоминания Тангейзера".
Вправду или нет эхо оркестрового стиля Вагнера слышится в "Блуждающих огнях" (хотя оно и вправду присутствует в нескольких ранних вальсах братьев Штраусов, примерно из середины 1850-х) не имеет большого значения и не может считаться отрицательным качеством этой навевающей воспоминания работы.
Первое издание фортепианного переложения "Блуждающих огней", вышедшее из печати у Карла Хаслингера 12 июня 1859 г., несёт посвящение Иоганна "господам студентам-инженерам Венского университета" и украшение на обложке в виде блуждающих огоньков. Вместе с другими работами Иоганн захватил его в Павловск: он играл его несколько раз, а впервые - на бенефисе в павловском вокзальном павильоне 13 (1) августа 1859 г. Название содержало дополнительную остроту для местной публики, потому что по русским народным поверьяи блуждающие огни это души мертворождённых детей, которые летают между небесами и преисподней".


назад