Произведения Иоганна Штрауса (сына)

Русское и немецкое название
Музыкальный файл
Увертюра к оперетте "Индиго и сорок разбойников"
Indigo und die veierzig Räuber, Overture
mp3, 64 кбит/с, 3,17 Мб, 7:07
Комментарий
Питер Кемп:
""Позавчера произошло крупное событие. Франция потерпела поражение... не благородная великая Франция, алчущая свободы, о нет: несчастная, танцующая канкан, фривольная Франция, Франция герра Жака Оффенбаха была поражена в самое сердце..." Этими словами критик венского журнала "Блоха" (№7 от 1871 г.) констатировал успешную долгожданную премьеру дебютного произведения Иоганна Штрауса для сцены: "Индиго и сорока разбойников", которые прошли в театре "Ан дер Вин" 10 февраля 1871 г.
С конца 1850-х и на протяжении всех 1860-х в венском музыкальном театре, кроме оперы, господствовали оживлённые и часто сатирические произведения родившегося в Кёльне парижанина Жака орффенбаха (1819-80). Несмотря на предшествовавшие попытки будущих соперников: Франца фон Зуппе (1819-95) и Карла Миллёкера (1842-99), только с приходом Иоганна Штрауса в область сочинения для сцены руководители венских театров нашли композитора, способного устоять против казавшегося непобедимым Оффенбаха. Со своей стороны Штраус не хотел переходить в мир опереты, и только уговоры жены, знающей театр, певицы Йетти Трефц (1818-78), заставили его, наконец, перейти из яркого блеска бальных залов в сумрачное освещение оркестровой ямы. Пресса сообщала о трёх предшествовавших попытках венского короля вальсов сочинить оперетту в 1860-х, но ни одна из них: "Дин Кихот", "Ромул" и "Весёлые венские тётушки" не ставилась.
Если партитуру Штрауса к "Индиго и сорока разбойникам" обозреватели, в общем, хвалили, то неприглядное либретто, на котором режиссёр театра "Ан дер Вин" Максимилиан Штайнер (1830-80) поставил своё имя, ругали все. Эдуард Ханслик (1825-1904) в номере "Новой свободной прессы" от 12 февраля 1871 г. язвительно писал об этой переработке сказок "Тысячи и одной ночи": "Автор этого ужасного либретто просто не дал композитору персонажей, даже их видимости, а только набитых кукол, у которых нет ни черт, ни смысла, чьё единственное чувство - чушь..." Правда, несмотря на плохие прогнозы Ханслика "Индиго" прошла в театре "Ан дер Вин" 46 раз в течение 1871 г., и много раз ставилась в Австро-Венгрии, Германии и других странах. Лондонская публика смотрела постановку в театре "Геити" в конце 1874 г., а потом увидела работу под названием "Царь Индиго" в королевском театре "Альгамбра" 24 сентября 1877 г.
Увертюра к "Индиго и сорока разбойникам" показывает, что первой работой для сцены Иоганн Штраус пытался освободиться от ярлыка "короля вальсов": ни одной вдохоновенной вальсовой мелодии из оперетты в увертюре нет. Впрочем, как заметил Ханслик в отчёте о первом представлении ("Новая свободная пресса", 12 февраля 1871 г.): "Когда в середине увертюры появился "крысолов с дудочкой" - полечная тема ["Was mag in den Sacken drinne stecken?", "Что скрыто в этих мешках?", позже использованная как тема 1А в польке Штрауса "Быстрым шагом!", соч. 348], случилось неслыханное - галёрка несмотря ни на что взорвалась аплодисментами: люди просто почувствовали себя в Фольксгартене". Необычное вступление увертюры к "Индиго" с литаврами пианиссимо ведёт сначало к маршеобразной интродукции, а затем развивается в текучую мелодию в стиле французской комической оперы, та растворяется через некоторое время в мелодическом сновидении ("модерато ассаи" из финала II акта, №17 в клавире). Быстрый переход "аллегро" подводит к песне Фантаски в темпе "аллегретто модерато": "Folget Eures Hauptmanns Ruf und Gebot" ("Следуйте призыву и приказу вашего атамана", №9 в начале II акта), которая сразу превращается в широкую и очень ритмичную цитату из заключительной музыки (на текст "Was mag in den Sacken drinne stecken?" в финале III акта, №23). После возвращения к теме "аллегро" для увертюры мы приходим к выходной арии Али-Бабы (№2 в I акте). Наконец, снова появляется эффектная заключительная музыка из III акта, подводящая к финальной стретте.
Иоганн Штраус лично дирижировал увертюрой к "Индиго и сорока разбойникам" в театре "Ан дер Вин" вечером 10 февраля 1871 г. Первое концертное исполнение увертюры последовало через неделю, когда Эдуард Штраус, брат композитора, дирижировал Штраус-оркестром на променад концерте в венском Музикферайне, в воскресенье 19 февраля 1871 г."


назад