Произведения Иоганна Штрауса (сына)

Русское и немецкое название
Музыкальный файл
Полька "Игривость"
Drollerie-Polka
mp3, 64 кбит/c, 1,45 Мб, 3:18
Комментарий
Питер Кемп:
""Бенефис Штрауса состоится в понедельник 13 числа сего месяца в зале "Софиенбад". В этот вечер два больших оркестра под управлением Иоганна и Иосифа Штраусов исполнят 50 танцев без остановки, среди них восемь новых сочинений". ("Новыми" обычно называли работы, которые уже прошли через премьеру, закрытую или публичную, но ещё сохраняли статус новинки.) Газета "Фремденблатт", которая напечатала это объявление 7 февраля 1860 г., добавила подробностей в номере от 12 февраля. Теперь событие описывалось как "бал-монстр" и называлось: "Вечное движение карнавала или танцы без конца"; братья Штраусы должны были дирижировать каждый своим оркестром и выступать попеременно; танцевальная программа состояла из 14 вальсов, 10 кадрилей, 9 французских полек, 8 полек-мазурок и одного экосеза. "Новые сочинения" Иоганна включали вальсы "Пробуждающий к жизни" (соч. 232, написан для бала студентов-медиков 24 января) и "Суждения" (соч. 233, для бала студентов-юристов 31 января) и две польки: "Камерный бал" (соч. 230 для бала при дворе в Хофбурге 11 января) и "Игривость". Но это первое известное появление польки "Игривость" в программах не сопровождается пометкой "впервые", и из этого можно заключить, что премьера польки уже имела место до "бала-монстра". Впрочем, как явствует из венской прессы, её не было среди множества танцев, которые звучали для венской публики после возвращения композитора с дирижёрского сезона 1859 г. в Павловске; например, ни на концерте, в Фольксгартене 20 ноября 1859 г., ни на Новый, 1860, год, притом что в обоих случаях исполнялись новинки, привезённые из России. Газетных сообщений о пребывании Штрауса в Петербурге было немного, и ни одно из них не упоминает о польке. К сожалению, альтист и летописец Ф. А. Циммерман не участвовал в павловском сезоне-1859, и не мог записать подробности концертных программ, как делал раньше, поэтому решение может скрываться в записях трубача Франца Забая, который отметил, что Штраус сочинил польку "летом в Санкт-Петербурге". Можно текже утверждать, что полька впервые прозвучала в России, а в австрийской столице - за неимением твёрдых доказательств более раннего венского исполнения - местная премьера состоялась на "балу-монстре" 13 февраля 1860 г.
Вопреки свидетельству Забая венский театральный журнал "Цвишенакт" от 6 марта 1860 г. писал: "Карнавал этого года выставил производительность Иоганна Штрауса в самом блестящем свете. Он сочинил четыре вальса: "Пробуждающий к жизни", "Суждения", "Ускоряющийся" и "Веселее и веселее"; польку "Камерный бал", французскую польку "Игривость" и совместно с братом "Кадриль-монстр". Каждая из музыкальных пьес изобилует очаровательными мелодиями, и трудно сказать, какая из них самая успешная. Более того, полька "Камерный бал" и французская полька "Игривость" полны пикантной свежести. Эти два танца способны вызывать всё большее желание танцевать"".


назад