Произведения Иоганна Штрауса (сына)

Русское и немецкое название
Музыкальный файл
Кадриль "Придворный бал"
Hofball-Quadrille
mp3, 64 кбит/с, 2,34 Мб, 5:13
Комментарий
Питер Кемп:
"На рассвете 27 ноября 1992 г. пожар в императорском дворце Хофбург уничтожил созданный в середине XVIII в. Редутензал, превратив два его бальных зала "Большой" и "Малый" в обугленные и искорёженные руины без крыши. В XVIII-XIX вв. роскошный Большой Редутензал видел императорские маскарады и премьеры сочинений таких мастеров, как Гайдн, Моцарт и Бетховен, и здесь же за 150 лет до пожара 28 марта 1842 г. родился Венский филармонический оркестр, который сыграл в этом месте первый академический концерт под управлением Отто Николаи.
Именно в Большом Редутензале в ноябре 1849 г., ровно через два месяца после смерти Иоганна Штрауса-старшего младший Иоганн Штраус по специальному разрешению впервые выступил в Хофбурге, и ради этого случая написал "Кадриль художников" (соч. 71). Но несмотря на все его попытки закрепить за собой и оркестром те позиции в венской музыкальной жизни, которые раньше принадлежали покойному отцу, в т. ч. самое главное - почётную должность "императорского и королевского гофбалмузикдиректора", на тот момент он ещё оставался персоной нон грата при дворе. Это, разумеется, проистекало из его участия в революции 1848 г., а также из полицейского досье с отрицательной оценкой "гражданского и морального поведения". Поэтому во время венского карнавала-1850 на придворных празднествах, устраиваемых эрцгерцогиней Софией, матерью 19-летнего австрийского императора Франца Иосифа, музыкой заведовал Филип Фарбах.
Положение изменилось в 1852 г., когда явно с подчаи младших членов императорской фамилии Штраусу доверили устроить танцы при дворе: поначалу разделяя эту честь с Фарбахом. Впервые он дирижировал камерным балом 14 января 1852 г. (затем 28 января, 11 и 22 февраля), а придворным балом - через три недели, 7 февраля. Венская пресса не печатала заметок о придворном бале, но, видимо, именно для него Иоганн и написал кадриль "Придворный бал". мы легко можем представить себе трепет, с которым он приступал к сочинению этой пьесы, которая составлена очень точно, но совсем без притязаний. Потом она занимала заметное место в репертуаре Штраус-оркестра на гастролях по Германии осенью того года, а в издательстве Карла Хаслингера она вышла 23 октября 1852 г."


назад