Произведения Иоганна Штрауса (сына)

Русское и немецкое название
Музыкальный файл
Свадебная прелюдия
Hochzeits-Praeludium
mp3, 64 кбит/с, 1,93 Мб 4:21
Комментарий
Питер Кемп:
"В 1896 г. берлинское издательство "Боте и Бок" выпустило ноты весьма необычного сочинения венского короля вальсов. Работа называлась просто: "Свадебная прелюдия" и была написана для органа (фисгармонии), скрипки и арфы; а также сопровождалась посвящением: "Сочинено Иоганном Штраусом для любимой дочери Алисы". Из этого становится ясно, что "Свадебная прелюдия" впервые прозвучала 27 февраля 1896 г. в церкви Тевтонского рыцарского ордена, находившейся в Вене на Зингерштрассе возле собора св. Стефана. В этот день Алиса Элизабет Катарина Мария Штраус (1875-1945), приёмная дочь Иоганна Штрауса и единственный ребёнок его третьей жены Адели (1856-1930) от предыдущего брака с Антоном Штраусом (1845-1877), вышла за мзвестного художника-графика и живописца Вильгельма Йозефа Франца, маркиза де Байроса (1866-1924). Байрос, который прославился весьма рискованными картинками, создал романтическую обложку для издания "Свадебной прелюдии" у Боте и Бока, изобразив Тевтонскую церковь и оркестр херувимов, исполняющих серенаду для жениха с невестой; а позже в том же году создал обложечную иллюстрацию для "Юбилейного марша Дойчмайстера" (соч. 470) Иоганна Штрауса.
Алиса попросила друга приёмного отца Иоганнеса Брамса быть её свидетелем в церкви, и германский композитор поначалу согласился, но признался Рихарду Хойбургеру, что перспектива костюма с цилиндром и белыми перчатками заставила его пересмотреть решение, и он отправился в "Штраус-Палас" на Игельгассе с покаянием за то, что вынужден отказаться от обещания. Запись в приходской книге венчаний зафиксировала тот факт, что Алиса так и не вступила в брачные отношения, и 24 мая 1898 г. брак был официально аннулирован ввиду супружеской несостоятельности её мужа. (Байрос женился вторично в 1913 г., и этот брак продлился до его смерти 3 апреля 1924 г. Об Алисе (ум. 23 апреля 1945 г.) известно, что она успела выйти замуж ещё дважды и родила двух сыновей.)
Согласно немногим сообщениям о свадьбе, церемония проходила в очень колоритной обстановке, прежде всего, благодаря "Свадебной прелюдии". "Фремден-Блатт" в номере от 28 февраля 1896 г. сообщала: "Вскоре после 2:30 пополудни юная невеста с матерью, жених Фери де Байрос, свидетелями: профессор Виктор Тильгнер и д-р Людвиг Гангхофер со стороны невесты, генерал-майор Антон фон Шаванн-Вёбер и тайный советник граф Ганс Вильчек-старший со стороны жениха, а также сам Иоганн Штраус прибыли к сакральным дверям в украшенных каретах. Под звуки "Свадебной прелюдии", которую отец невесты сочинил для свадьбы дочери, процессия вошла в церковь. Пастор церкви Тевтонского ордена Франц Янкар совершил обряд. После этого новобрачные приняли поздравления и уехали в родительский дом.
Поскольку музыкантами на свадьбе в Тевтонской церкви дирижировал Эдуард Штраус, вполне естественно, что он же провёл первое публичное исполнение пьесы "Свадебная прелюдия". В воскресенье 29 ноября 1896 г. на послеполуденном концерте Эдуарда со Штраус-оркестром в Золотом зале Музикферайна публика вкусила этой очаровательной работы в оригинальной инструментовке. Солист герр Фридман играл партию скрипки, придворный органист герр Фолькер сидел за органом, а герр Дрешер играл на арфе. Вполне возможно, что эти трое исполняли "Свадебную прелюдию" и на бракосочетании Алисы".


назад