Произведения Иоганна Штрауса (сына)

Русское и немецкое название
Музыкальный файл
Вальс "Пастушьи наигрыши"
Hirten-Spiele, Walzer
mp3, 64 кбит/c, 4,85 Мб, 10:48
Комментарий
Питер Кемп:
"Кроме того факта, что семь вальсовых тем, а именно: 1А, 1В, 2А, 2В, 4А, 5А и 5В находятся на двух соседних страницах самой ранней из известных записных книжек Иоганна Штрауса, которая теперь хранится в собрании Хоктонской библиотеки Гарвардского университета, мало что известно о происхождении и первом исполнении вальса "Пастушьи наигрыши". Работа предположительно возникла зимой 1850-51. 31 декабря 1850 г. венская газета "Фремден-Блатт" напечатала сообщение, которое порождает множество вопросов: "На сегодняшнем новогоднем вечере в помещениях "Шперля" капельмейстер Иоганн Штраус вдобавок к двум написанным по случаю произведениям представит премьеру-подарок под ёлку (от самого И. Штрауса), совершенно особенную картину в тонах радостной молодости, недавно им сочинённую для праздника, несущую название "Детские игры", шалость в ритме трёх четвертей".
К сожалению, не сохранилось отчётов об этом праздновании, и мы не знаем, что именно 25-летний Иоганн Штраус сыграл в новогодний вечер в танцевальном зале "Шперль" под Веной, в Леопольдштадте. Нигде в каталоге сочинений Штрауса вальса под названием "Детские игры" не найти. Правда, через 15 лет, в 1865 г. Иоганн использовал название "Детские игры" для французской польки, которую впервые исполнил в Павловске под Санкт-Петербургом, а затем на детском празднике в венском дворце Хофбург: эта работа вышла под номером 304.
Формулировка объявления во "Фремден-Блатте" о новогоднем вечере порождает и другие загадки. Были ли "Детские игры" Иоганна, "шалость в ритме трёх четвертей", чистым вальсом или они были созданы как некая оркестровая фантазия? Более того, были ли слова о "подарке под ёлку" образным выражением, или же в буквальном смысле существовало издание произведения, которое раздаривалось пришедшим на вечер в "Шперле"?
Решение загадки "подарка под ёлку" от Иоганна может заключаться в объявлении из газеты "Винер Цайтунг", которое осенью 1851 г. дал постоянный издатель Иоганна Пьетро Мекетти. В течение 1851 г. он довольно скупо рекламировал в прессе новейшие сочинения своего автора, что может быть связано (как с причиной или со следствием) с контрактом между Штраусом и конкурирующим издательством Карла Хаслингера, который стороны подписали в сентябре. 20 сентября 1851 г., вскоре после бегства Иоганна, Мекетти поместил в газете "Винер Цайтунг" объявление о двух новых работах Штрауса (соч. 94 и 93), как о "только что изданных", с упоминанием ещё шести, как "изаддных ранее". Среди них был и вальс "Пастушьи наигрыши" (соч. 89), о котором раньше в венской прессе не упоминалось, но который продавался в течение лета 1851 г. Было ли это доработанное сочинение, которое Иоганн сначала представлял публике на Новый год как "шалость в ритме трёх четвертей"? И в "Детских играх", и в "Пастушьих наигрышах" используется немецкое слово "Spiele", хотя неспешный, почти деревенский характер пьесы больше подходит ко второму названию.
Хотя название можно перевести и как "Пасторальные игры", подразумевая развлечения пастухов (что и подразумевалось на гравюре к первому фортепианному изданию) либо развлечения, так популярные при дворе французского короля Людовика XIV, когда сельская жизнь, особенно жизнь пастухов изображалась в приукрашенном виде; пастухи играли важную роль в рождественских представлениях. Буколический настрой явственно преобладает в мелодии вступления и первой половине вальса, и вполне возможно трактовать название как "Пастушьи наигрыши". В отсутствие доказательств противного очень хочется предположить, что впервые "Пастушьи наигрыши" Иоганна Штрауса исполнялись в "Шперле" 31 декабря 1850 г., как "совершенно особенная картина в тонах", возможно и не в окончательной опубликованной вальсовой форме, а как "шалость в ритме трёх четвертей"".


назад