Произведения Иоганна Штрауса (сына)

Русское и немецкое название
Музыкальный файл
Полька "Красивые девушки"
Heski-Holki Polka
mp3, 64 кбит/c, 1,57 Мб, 3:36
Комментарий
Питер Кемп:
"Хотя Иоганн Штраус-младший и не мог соперничать на равных с прославленным отцом при жизни того, он быстро преодолел препятствия и противодействия своей музыкальной деятельности после смерти Штрауса-отца в сентябре 1849 г. Уже через 4 месяца, 22 января 1850 г. "Странник" высказался в поддержку молодого дирижёра и композитора в удивительно (на тот момент) откровенных словах: "Он не только унаследовал волшебную скрипку незабвенного отца, но и талант последнего достался сыну; так же как и неутомимая производительности отца, и его чувство милосердия. Его прекрасные сочинения, и множество увеселений, которые он даёт в благотворительных целях, свидетельствуют о сказанном. Если учитывать, что своим талантом Штраус содержит большую семью, у которой нет иного дохода, он заслуживает большого почитания, которое снискал у публики; и жаль, что высочайший Двор не доверил ему поста гофбалмузикдиректора, оставшегося свободным после смерти его отца".
С приближением ежегодного "Дня Анны", одного из самых долгожданных красных дней (26 июля) католического календаря в честь святой Анны, Иоганн Штраус снова смог продемонстрировать свою склонность к благотворительности. В понедельник 22 июля 1850 г. летние и зимние комнаты широко популярного  танцевального зала "Шперль" в Леопольдштадте были полностью отданы под благотоворительный бал и музыкальный праздник в ожидании Дня св. Анны. Все сборы поровну распределялись между "пребендарием богадельни Леопольдштадтского прихода и организацией в поддержку нянек, основанной господином доктором Хюгелем для общин в виденском районе". Популярность праздника св. Анны обеспечила бы приток публики в "Шперль" даже и без продолжительного дождя, из-за которого отменили садовую иллюминацию, и от которого публика спряталась в помещении. "Тем временем", описывал репортёр "Театральной газеты" (в номере от 24 июля 1850 г.), "не было недостатка в любителях танцев, потому что капельмейстер Иоганн Штраус-младший, достойный преемник знаменитого отца, дирижировал превосходным оркестром и исполнял новейшие сочинения, среди которых полька "Девушка", специально сочинённая для этого бала, удостоилась особых аплодисментов.
Полька "Девушка" представляет загадку для штраусоведа. Название работы в газете: "Madlein" почти наверняка опечатка вместо "Madeln" (на венском диалекте - "девушка"); оно отсутствует в каталогах изданных работ Иоганна Штрауса, единственное упоминание о нём - в том номере "Театральной газеты", в программах последовавших концертов Штрауса её также нет. Но 16 августа 1850 г. газета "Винер цайтунг" о "Большом празднике с сопутствующими украшениями и иллюминацией", который проходил в тот же день в Фольксгартене по случаю дня рождения австрийского императора Франца Иосифа. Иоганн и Штраус-оркестр получили ангажемент на игру, в том числе первое исполнение кадрили "Бонвиван" (соч. 86). Интересно, что среди "последних танцевальных пьес" композитора перечислена полька "Heski Holki". Это искажённое немецкое производное от чехословацкого* "Hezky Holki" - "Красивые девушки". Можно предположить, что премьера прошла на "Славянском балу", который состоялся в зале "Софиенбад" 5 февраля 1850 г. Но если так, то к 16 августа полька "Красивые девушки" не относилась бы к "последним танцевальным пьесам" плодотворного Иоганна. Поэтому можно исключить это событие, как и "Концерт народной музыки" в "Шперле" 3 августа, на котором не объявлялось новинок. Издание всех новых танцев Штрауса летом 1850 г. подтверждается за единственным исключением польки "Девушка". Соединив эти три фактора, добавив схожесть смыслов названий ("Девушка" и "Красивые девушки"), мы придём к неотвратимому заключению о том, что польки "Девушка" и "Красивые девушки" это одно и то же произведение; а чешское название стало ещё одним свидетельством благодарности Иоганна к национальным диаспорам в Вене, в частности, к славянам (в их числе сербам и чехам), которые относились к его самым горячим поклонникам со дня исторического дебюта в 1844 г."

* Кемп не уточняет: от чешского или словацкого.


назад