Произведения Иоганна Штрауса (сына)

Русское и немецкое название
Музыкальный файл
Вальс "Нью-Йорк Геральд"
The Herald Waltz
mp3, 64 кбит/с, 1,49 Мб 3:27
Комментарий
Питер Кемп:
"Американский журналист Джеймс Гордон Беннет (1795-1872) родился в шотландском Банфшире, а в Америку уехал в 1819 г. Десяток лет он работал в разных газетах репортёром и заместителем редактора, и его статьи пользовались успехом. В Нью-Йорке в 1832 г. он основал недолго выходивший "Глобус", а потом начал выпускать маленькую газету всего по центу за экземпляр, "Нью-Йорк Геральд", первый номер которой появился 6 мая 1835 г. Благодаря знаниям и усердию он привёл газету к денежному успеху; например, в 1835 году "Нью-Йорк Геральд" впервые напечатала финансовую заметку с Уолл-Стрит, подобные которой потом стали выходить в остальных американских газетах. После его смерти 1 января 1872 г. его преемником стал сын, тоже Джеймс Гордон Беннетт (1841-1918), который возглавил "Геральд" и стал печатать ежедневные выпуски в Лондоне и Париже. Именно он послал корреспондента газеты "Нью-Йорк Геральд" Генри М. Стэнли (1841-1904) на поиски экспедиции Давида Ливингстона (1813-73) в Центральной Африке. А в 1924 г. "Нью-Йорк Геральд" объединилась с "Нью-Йорк Трибьюн" и стала называться "Нью-Йорк Геральд Трибьюн". Закрылась она в 1966 г.
Золотой юбилей профессионального творчества Иоганна Штрауса в 1894 г. стал поводом для поздравлений и торжеств не только в Вене, но и по всему свету. Например, стараниями американского импресарио, дирижёра и композитора Рудольфа Аронсона (1856-1919) поклонника Штрауса в Америке собрали деньги на великолепный лавровый венок из золота и серебра. Джеймс Гордон Беннетт-младший, наоборот, попросил и получил в связи с юбилеем от венского короля вальсов уникальный подарок газете и читателям. 27 сентября 1894 г. Иоганн Штраус поставил подпись под рукописными нотами длиной в 24 такта с заголовком "Вальс "Геральд"" и посвящением: "Мистеру Джеймсу Гордону Беннетту с уважением от композитора", после чего послал подарок в редакцию газеты "Нью-Йорк Геральд". В воскресенье 14 октября накануне Золотого юбилея Штрауса, "Нью-Йорк Геральд" напечатала факсимиле с вальса и объявила с лёгкой поэтической вольностью: "Эта очаровательная мелодия, сочинённая накануне юбилея короля вальсов, сегодня прозвучит в Академии музыки под управлением Виктора Герберта, дирижёра оркестра Гилмора". Оркестр Гилмора, также известный как нью-йоркский оркестр 22 полка, получил имя в честь ирландско-американского военного дирижёра Патрика Сарсфилда Гилмора (1829-92), организатора Бостонского всепланетного юбилея мира и музыкального фестиваля в 1872 г., где выступал и Иоганн Штраус".
Уроженцу Ирландии Виктору Герберту (1859-1924) тогда было 35 лет, он ожидал постановки своей первой оперетты: "Принц Анания", но стать звездой в мире оперетты ему предстояло только через несколько лет благодаря таким сочинениям как "Дети в стране игрушек" (1903), "Мадемуазель модистка" (1905) и "Проказница Мариэтта" (1910). Вальс, который Джеймс Гордон Беннетт получил от Штрауса, был написан для фортепиано, также в нём не было ни интродукции, ни коды, ни реприз. Едва ли можно было найти кандидата для оркестровки и репетиции вальса лучше, нежели Герберт: в 1880-81 гг. Герберт был солистом-виолончелистом в Штраус-оркестре под управлением Эдуарда Штрауса и поэтому изнутри знал, как Штраусы создают партитуры. Как упоминала "Нью-Йорк Геральд" в том выпуске (от 14 октября 1894 г.), Герберту пришлось работать всю ночь, чтобы подготовить "Valse Amerique" ("Вальс "Америка"") Штрауса к исполнению. "Мистер Герберт получил рукопись лишь вчера вечером [13 октября] в шесть с половиной часов, но с энергией и энтузиазмом, какие были и у его предшественника, Патрика Сарсфилда Гилмора, он принялся оркестровать произведение для концерта сегодняшним вечером. Немногие композиторы в этой стране готовы взяться за такое задание в такой короткий срок либо успешно его выполнить". Газета продолжала: "Утром оркестр отрепетирует вальс, а вечером наполнит историческое здание академии ритмичной мелодией, которую создал композиторский гений".
Номер "Нью-Йорк Геральд" от 15 октября просто излучал удовольствие в заметке о выступлении в Академии музыки и сообщал, что вальс "Геральд" "мгновенно достиг успеха. Грациозный мотив с весьма эффектной аранжировкой мистера Герберта очаровал каждого в зале, и под конец разразился настоящий ураган аплодисментов. Дирижёр кланялся и кланялся, но слушатели были неумолимы и заставляли его исполнять произведение на бис целиком. Публика не просто была довольна, но требовала бис снова, пока мистер Герберт не взошёл на дирижёрский подиум опять, чтобы исполнить с прекрасно слаженным коллективом уже в третий раз произведение, сошедшее с пера человека, чьи мелодии очаровали миллионы и чьи пикантные ритмы вдохнули новую жизнь в каждый танцевальный жанр. Вальс "Геральд" не относится к числу самых малозаметных произведений венского композитора... Слух захватывает приятное изящество мелодии. Эта одна из тех мелодий, которые вы можете напевать снова и снова, лишь только послушав; этот вальс так же выразителен, как и красив, словно "Прекрасный голубой Дунай". Оркестровка в версии мистера Герберта просто очаровательна. Короткое вступление, добавленное к вальсу, удачным образом подводит нас к мелодии, который варьируется так, как только может вообразить музыкальное вдохновение; и в одном месте пикантного эффекта добавляют колокольчики*".
К сожалению, неизвестно, сохранилась ли, и где находится аранжировка Герберта для вальса "Геральд" с интродукцией, репризами, переходами и кодой. Через три четверти века Макс Шёнгерр (1903-84) создал новую оркестровку вальса "Геральд". Эта версия сочинения впервые прозвучала 21 апреля 1967 г. в венском дворце Хофбург на "Балу народов", большом танцевальном празднике под руководством Венского пресс-клуба и многочисленных австрийских обществ дружбы. Наверное, чтобы сделать более капитальную вещь, Шёнгерр объединил два сочинения Штрауса: вальс "Геральд" как таковой и необычную фортепианную пьесу под названием "Задача", которую Густав Леви напечатал в 1893/94.

(Эрих В. Энгель в книге "Иоганн Штраус и его время (1911) утверждал, что "Задача" появилась в дни приезда Ференца Листа в Вену в январе 1856 г.: "Штраус побился об заклад, что Лист не сможет угадать тональность пьесы по фортепианному исполнению, и выиграл". Впрочем, подтверждения этой истории нет.)"


*Металлофон


назад