Произведения Иоганна Штрауса (сына)

Русское и немецкое название
Музыкальный файл
Полька "Эллины"
Hellenen-Polka
mp3, 64 кбит/c, 939 кб, 2:03
Комментарий
Питер Кемп:
"В течение весьма короткого венского карнавала 1858 г. дирижёрское кружение Иоганна Штрауса, как и в прежние годы, охватывало и открытые, и частные балы. Сразу после заключительных празднований фашинга в "Венской всеобщей театральной газете" от 17 февраля появилась самая подробная статья. В частности, она гласила: "Несколько газет обвинили Штрауса в том, что на так называемых "общественных балах"он появлялся во главе оркестра только на краткое время. Если бы в этом коротком карнавальном сезоне Штраус подобно другим капельмейстерам дирижировал только одним балом за вечер, такое отношение к публике заслуживало бы резкого упрёка; но Штраусу почти каждый вечер нужно было собрать пять или шесть оркестров, и едва ли не каждый день проходил бал в резиденции императорской фамилии или в кругах высшей аристократии. Если Штраус использовал промежутки между этими праздниками, чтобы выполнить обязательства перед широкой публикой, даже непродолжительное время дирижируя оркестром, это показывает уважение, с которым он относится к публике. Но ни в коем случае, как любят утверждать слухи, это не опказывает пренебрежения".
Среди праздников для "кругов высшей аристократии", на которых Иоганн дирижировал танцевальной музыкой, был и "Греческий бал" во дворце Сины. Это была резиденция греческого посла в Вене Симона Георга Сины (1810-76), барона Ходошского и Киздийского, и к этому случаю Штраус сочинил польку с соответствующим названием: "Эллины". Произведение посвящалось баронессе Ходошской и Киздийской Марии Сине, чья личность остаётся загадкой, потому что ни одна из дам в семействе Син не носила такого имени. Состоятельный барон Сина, чей род происходил не из Греции, а из турецкой провинции Боснии, так что греком барон был только по вероисповеданию, состоял в браке с Ифигенией урожд. Гика де Сан Сальва, которая родила ему четырёх дочерей: Анастасию, Ирину, Ифигению и Елену, а его мать звалась Ирмой. В отсутствие более ясного определения можно считать, что баронесса Ифигения также была известна как Мария.
"Греческий бал" проходил либо в январе, либо в первых числах февраля 1858 г., потому что объявление о программе бала-бенефиса Штрауса в зале "Софиенбад" на 8 февраля под любопытным названием "Карнавальная надежда на золотую гидрангею" впервые упоминает о кипучей польке "Елена" [sic!] в перечне "новых сочинений Иоганна Штрауса". И лишь когда польку пообещала программа другого бенефиса Штрауса, "Карнавального конца света в "Шперле"", который проходил в танцевальном зале "Шперль" 15 февраля 1858 г., танцевальная пьеса обозначается как написанная для "Греческого бала". Правильное наименование и, как результат, происхождение польки "Эллины", осталось незамеченным венскими журналистами до выхода нот 9 апреля 1858 г., и до этого времени все единодушно писали название неправильно: "Полька "Елена"" [нем. - "Helenen-Polka" - А. З.] Причину ошибки можно понять, потому что у барона Сины была дочь Елена; ей Иосиф Штраус позже посвятил вальс "Елена" (соч. 197, 1866 г.). Мимоходом можно заметить, что в 1862 г. Елена вышла замуж за князя Григория Ипсиланти, который стал греческим послом в Вене после тестя; умерла она в 1893 г., после того, как муж промотал её огромное состояние, полученное ею по наследству.
Хотя полька "Эллины" в наши дни исполняется редко, одна из её мелодий может быть знакома слушателям потому, что она появляется в партитуре составной оперетты Оскара Шталлы "Балерина Фанни Эльслер" (1934 г.) по произведениям Иоганна Штрауса-мл. Финал I акта (№6), разворачивающийся во дворце князя Эстергази в Айзенштадте, содержит хор на слова: "Ist ein Tropfen rein und echt" ("Капля чистая и прозрачная") с мотивом первой темы (2А) трио-секции польки "Эллины"".


назад