Произведения Иоганна Штрауса (сына)

Русское и немецкое название
Музыкальный файл
Полька-мазурка "Привет из Австрии"
Gruss aus Österreich, Polka-Mazur
mp3, 64 кбит/c, 1,57 Мб, 3:35
Комментарий
Питер Кемп:
"Вторая оперетта Иоганна Штрауса, "Карнавал в Риме", ставилась с приливом оптимизма, и сам композитор дирижировал премьерой в театре "Ан дер Вин" 1 марта 1873 г. Почти четверть века Вена готовилась ко Всемирной выставке, чтобы привлечь международное внимание к разнообразным достижениям в таких разных областях, как торговля, сельское хозяйство, наука и искусство. Но мечта обернулась кошмаром, когда через 8 дней после открытия выставки произошёл обвал 9 мая на венской фондовой бирже. Мрачное настроение участников и делового сообщества усугублялось исключительно неблагоприятной погодой, которая только лишала посетителей желания посетить Вену и Всемирную выставку.
Тем временем, у Штрауса появились свои проблемы. Во-первых, плохая экономическая ситуация уменьшила сборы в театре "Ан дер Вин", а во-вторых, сам Иоганн просчитался, став инициатором (в т. ч. с участием брата Эдуарда) приглашения в Вену из Германии оркестра Юлиуса Лангенбаха из "40 эльберфельдских музыкантов и 30 иностранцев" в качестве "оркестра Всемирной выставки"; так что Эдуард и Штраус-оркестр были вытеснены из Всемирной выставки. Суровая погода отодвинула концерт-открытие с 1 на 11 мая 1873 г., он состоялся под управлением Лангенбаха, но не Штрауса, для которого всё ещё не был готов музыкальный павильон в Пратере. Отсутствие Иоганна на представлении повлекло неблагоприятные высказывания в прессе. Чтобы умиротворить прессу и публику, композитор написал длинное письмо в Венские газеты с объяснениями насчёт того, что врачи не рекомендовали ему выходить на улицу сразу после тяжелого периода гриппа. Более того, чтобы продемонстрировать лучшие стороны оркестра Лангенбаха, Иоганн организовал ряд концертов в заведениях на Рингштрассе. Одним из таких концертов стал разрекламированный в газете "Фремден-Блатт" от 9 июля 1873 г. "Экстраординарный большой садовый иллюминированный и театрализованный праздник", который состоялся в тот же день в саду и на террасе Цветочных залов Общества садоводства. Реклама гласила, что музыку будут исполнять оркестр Всемирной выставки под управлением Иоганна Штрауса и Юлиуса Лангенбаха, а также два военных оркестра: 21 полка графа Райшаха под управлением военного дирижёра Генриха Мюнцера и 55 полка графа Гондркура под управлением недавно назначенного Иоганна Хопфа. Вся выручка от благотворительного концерта пошла фонду императора Франца Иосифа в поддержку малого предпринимательства, которое особенно пострадало от экономического кризиса. Сообщая о событии в выпуске от 11 июля 1873 г., газета "Фремден-Блатт" отмечала: "Публика, которой собралось много, восторженно аплодировала несравненным сочинениям герра Штрауса, и обязательным эффектом яростной бури аплодисментов стали многочисленные бисы. Главным любимцами оказались: чудесный вальс "Венская кровь", вальс "Картины карнавала", полька "Привет из Австрии", полька "Помирись с ней!", три последние - из мелодий превосходной оперетты "Карнавал в Риме". Благотворительные цели одарённого гофбалмузикдиректора Иоганна Штрауса, который, как подлинный художник, всегда имеет добрые намерения, должен считать свою цель достигнутой, потому что помещение Общества садоводства было почти переполнено".
Интересно, что в программе концерта из номера Фремден-Блатт" за 9 июля 1873 г. нет польки "Привет из Австрии", но есть другой танец по мотивам "Карнавала в Риме": быстрая полька "На берегу Дуная" (соч. 356), которой Иоганн впервые продирижировал 6 апреля 1873 г. Между сюжетом "Карнавала в Риме" и названием "Привет из Австрии" связи нет; скорее всего, Штраус хотел названием польки сделать реверанс в сторону гостей австрийской столицы, которые, наконец-то, стали съезжаться в начале июля 1873 г. Более того, после выхода 2 июля у Фридриха Шрайбера фортепианного переложения произведения гости со всего мира смогли увезти домой личный "Привет из Вены" Иоганна Штрауса.
Довольно удивительно, что две мелодии в польке "Привет из Австрии" - темы 1А и 2В - отсутствуют в напечатанном фортепианном переложении "Карнавала в Риме". Это позволяет предположить, что они или были сочинены для оперетты, но не задействованы, или же удалены из окончательной версии пьесы. Мелодия для темы 1В польки-мазурки это финал I акта, а именно дуэт в темпе "самый медленный" для Терезы и Франца на слова "Ach, nach unserm trauten Stübchen" ("Ах,  в нашу милую  комнатку"); позже в финале того же акта звучит аккомпанемент к арии Марии со слов: "Nach der Heimath Bergeshöhen" ("В горы родины"), который стал мелодий 2А в трио-секции польки".


назад