Произведения Иоганна Штрауса (сына)

Русское и немецкое название
Музыкальный файл
Вальс "Большая Вена"
Gross Wien, Walzer
mp3, 64 кбит/с, 4,14 Мб, 9:35
Комментарий
Питер Кемп:
""Этот день запомнится в истории Вены как день рождения Большой Вены - новой столицы, увеличенной присоединением пригородов. Вчера Вена имела площадь в 55 квадратных километров, сегодня она расширилась до 178, что дистигает половины размеров Лондона, в два раза превышает размеры Парижа и примерно в три раза - Берлина. Дворец и парк Шёнбрунн теперь оказываются в черте города... Эти любимые места отдыха для прогулок на свежем воздухе, деревеньки Хитцинг, Дорнбах, Хетцендорф, Доблинг и Баумгартен, больше не считаются сельской местностью, и даже Каленберг с своим братом - горой Леопольдсберг включены в столичную территорию". Так писал венский корреспондент лондонской газеты Таймс от 21 декабря 1891 г., рассказывая о присоединении 44 пригородов, которые раньше лежали за пределами внешних оборонительных сооружений города (т. н. "линий") и которые сформировали современные районы от XI до XIX, так что население выросло с 400 тысяч до миллиона 342 тысяч гражданских лиц и 22600 военнослужащих. Разрушение фортификаций середины XVIII века, построенных для защиты от возможных турецких нападений, которые три месяца осаждали город в 1683 г., началось в 1890 г. В течение долгого времени их проклинали за то, что всякому, кто проходил через них, приходилось платить пошлину. Но с наступлением полуночи эти пошлины ко всеобщему ликованию были отменены. Полиция арестовала только одного человека, который кричал: "Ура! Теперь всё в Вене будет дороже!"
Вальс Иоганна Штрауса "Большая Вена", родившийся в начале 1891 г., запечатлевает работу по расширению границ австрийской столицы. Он возник в качестве вокального вальса для исполнения знаменитым Венским мужским хоровым обществом на венском карнавале того года. Когда Общество внезапно решило ограничиться только одной песенной программой в год, исполнение отложили до осени. Потом возникла возможность исполнения конкурирующим союзом венских писателей и художников "Конкордия", но 18 апреля 1891 г. Штраус сообщил корреспонденту: "Я почувствовал, что уже прошло слишком много времени, и пообещал разрешить первое исполнение военному комитету Гран-концерта 10 мая в Зале певцов, но только оркестром... Если бы вы хотели организовать что-либо с участием мужского хорового общества... то моё изначальное обещание остаётся в силе, то есть, об исполнении вальса "Большая Вена" мужским хоровым обществом". Соответственно, оркестровая премьера новой работы прошла в Зале певцов на "концерте-монстре" в венском Пратере в воскресенье 10 мая 1891 г. под управлением автора.
30 апреля 1891 г. 65-летний композитор сообщал  берлинскому издателю Фрицу Зимроку: "Я буду лично дирижировать премьерой на концерте-монстре. Пятьсот музыкантов - немалая нагрузка". Штраус не преувеличивал, потому что по его дирижёрской палочке в воскресенье 10 мая 1891 г. в качестве второго номера во втором отделении концерта "сводного военного оркестра венского гарнизона" в огромном деревянном "Певческом зале" венского Пратера играло 500 человек, включая 250 скрипачей, изо всех военных оркестров Вены. Более того, пресса отметила, что впервые австрийским военным оркестром дирижировал гражданский дирижёр. Среди двадцати тысяч слушателей были члены императорской фамилии, король и королева Дании и герцог Камберлендский с герцогиней. Сочинение снискало большой успех и позволило критику из газеты "Фремден-Блатт" заметить: "Вальс красив и искусно оформлен; оригинальная, простая, искренняя и свежая природа вальсов Штрауса здесь менее заметна. Иоганн Штраус стал более утончён. Он стоит у врат придворной оперы" (намёк на грядущую премьеру оперы Иоганна "Рыцарь Пасман" в венской придворной опере 1 января 1892 г.).
Концерт-монстр примечателен также тем, что это единственный известный случай, когда Иоганн Штраус встречался с Францем Легаром (1870-1948). Легар в то время был дирижёром 50-го австрийского пехотного полка, и ему, как и Карлу Комзаку-младшему (1850-1905) выпала честь наградить короля вальсов одним из двух больших лавровых венков. На столетии со дня рождения Штрауса Легар поделился воспоминанием с "Новой свободной прессой" (в номере от 25 октября 1925 г.): "Изящно выглядящий, явно слабого здоровья пожилой господин карабкается на головокружительно высокий дирижёрский подиум. Чёрные, как уголь, волосы; чёрные, как смоль, сияющие усы. Штатский среди моря мундиров... Иоганн Штраус дирижирует интродукцией к вальсу, стоя спиной к публике. Его палочка быстро машет в разных направлениях, сам дирижёр остаётся пока спокойным. Затем раздаются первые ноты в ритме вальса. Иоганн Штраус медленно поворачивается к публике. Движение наполняет его достатончо хрупкую фигуру. Вскоре всё его туловище покачивается на ногах. Не стоят и сами ноги. Весь Иоганн Штраус колышется и танцует. .. Вальс ещё не закончился, когда всю публику охватывают аплодисменты. Тысячи людей встают. Аплодисменты становятся бурей, которая грозит смести весь гигантский оркестр. Таким был Иоганн Штраус 35 лет назад. Уже больной и пожилой, но вечно молодой, очаровательный , полный огня и божественной грации, когда в очередной раз выполнял работу всей жизни перед венской публикой под её приветствия".
Вокальная премьера, проведённая Венским мужским хоровым обществом, состоялась только 4 октября 1891 г. Местом опять стал просторный Зал певцов, построенный для 4-го Германского союзного фестиваля певцов в 1890 г., а поводом был концерт народной музыки ("Фольксконцерт") пользу фонда эрцгерцогини Валерии для института офицерских дочерей. На выступление Общества под управлением хормейстера Эдуарда Кремзера, дирижировавшего оркестром 84-го пехотного полка барона Фердинанда фон Бауэра вместо штатного дирижёра Карла Комзака, собралась публика в 10 тысяч человек, среди них - эрцгерцогиня Стефания, овдовевшая после смерти кронпринца Рудольфа в Майерлинге в 1889 г. Стихи принадлежали члену Общества Францу фон Гертнерту, он в 1890 г. уже написал успешный текст к вальсу Штрауса "У прекрасного голубого Дуная" (соч. 314), который в основном исполняется и сегодня. Стихи Гертнерта к "Большой Вене" начинаются со строчек: "Позволь спеть о тебе, Вена будущего!", а заканчиваются так: "Трижды приветствуем императора, который построил Большую Вену!" Сообщая о премьере хора, критик из "Новой свободной прессы" от 6 октября 1891 г. отмечал: "Новый вальс "Большая Вена" на слова Франца фон Гертнерта и музыку Иоганна Штрауса, который собирался вчера [sic!] приехать в Вену из загородной резиденции в Шёнау для присутствия на концерте (но не смог по здоровью), прекрасно прозвучал в большом зале". Впрочем, "Немецкая газета" от 5 октября 1891 г. не проявляла такого энтузиазма, утверждая, что новый вальс "не произвёл большого впечатления; по нашему мнению он исполнялся в слишком живом темпе".
Первое издание фортепианного переложения "Большой Вены" посвящалось композитором "с глубоким уважением Его Императорскому-и-Королевскому Высочеству государю эрцгерцогу Карлу Людвигу" (1833-96), дедушке монарха, который оказался последним австрийским императором - Карлом I (1887-1922). Карл Людвиг, к слову сказать, присутствовал на премьере вальса во время "концерта-монстра" в Пратере".


назад



Igrat na igrovie avtomati besplatno.