Произведения Иоганна Штрауса (сына)

Русское и немецкое название
Музыкальный файл
Марш великих князей
Grossfürsten-Marsch
mp3, 64 кбит/с, 1,28 Мб, 2:57
Комментарий
Питер Кемп:
"Титульный лист первого фортепианного издания "Марша великих князей", вышедшего из типографии Карла Хаслингера 26 мая 1852 г., несёт посвящение: "Сочинено Иоганном Штраусом, капельмейстером, в ознаменование высокого присутствия в Вене Их Императорских Высочеств Великих Князей Российских Николая и Михаила.
Великие князья, младшие сыновья правящего царя Николая I (1796-855 гг.), сопровождали отца в Вену в марте 1852 г., где в качестве личных гостей молодого австрийского императора Франца Иосифа (1830-1916 гг.) оставались до середины мая. 21 марта, вскоре после прибытия в столицу империи, Николай (1831-1891) и Михаил (1832-1909) стали почётными гостями на суаре у князя Пауля Эстергази в его венском дворце (в нынешнем I районе на Валльнерштрассе, 4), и Иоганн Штраус с оркестром получили ангажемент на игру в течение вечера. Это была первая возможность 26-летнего композитора и дирижёра увидеть российских великих князей, и по этому поводу он впервые исполнил марш-посвящение. (Музыкально одарённый Михаил позже иногда выступал на павловских летних концертах Штрауса в качестве виолончелиста в оркестре. Необъяснимо, но Иоганн включил в свою программу "Марш великих князей" только один раз - 12 июня (31 мая по российскому календарю) во время дебютного пятимесячного сезона в Павловске в 1856 г.)
Публичное исполнение "Марша великих князей" состоялось только в воскресенье 2 мая 1852 г. в казино Унгера в венском пригороде Гернальсе. "Определённо положительный приём", которым встретили новую работу, был таков, что её пришлось сыграть не меньше шести раз, о чём обозреватель "Новой венской музыкальной газеты" 6 мая 1852 г. сообщал: "Мы должны подтвердить, что пьеса принадлежит к первейшим в своём жанре; мелодия очаровательна, инструментовка эффектна и сильна. Мы убеждены, что марш вскоер взлетит на место главных пьес всех военных оркестров". В книге "Unsterbliche Tonkunst: Johann Strauss" ("Бессмертное искусство музыки: Иоганн Штраус"), 1940 г. музыкальный исследователь доктор Эрих Шенк делает общее замечание о том, что "будет напрасным искать в марше Штрауса героический материализм". Он продолжает: "Эти стилизованные марши, иногда положенные на размер 6/8, как соч. 93 ["Марш императорских егерей"] и соч. 107 ["Марш великих князей"], больше выражают оптимистический настрой, чем героический напор". К этим "кавалерийским" маршам мы можем добавить ещё один - марш Иоганна "Карусель", соч. 133 (1853 г.), вступительные 4 такта которого совпадают с такими же у "Марша великих князей".


назад