Произведения Иоганна Штрауса (сына)

Русское и немецкое название
Музыкальный файл
Вальс "Полёт мысли"
Gedankenflug-Walzer
mp3, 32 кбит/с, 2,3 Mб, 10:04
Комментарий
Вальс и вправду располагает совсем не к танцу, а к размышлению.

Питер Кемп:
"В группу сочинений, которые Иоганн Штраус написал или наметил в течение павловского сезона 1858 г., входят две вещи, которые стали обязательны для венских концертов: польки "Шампанское" (соч. 211) и "Трик-Трак" (соч. 214). Из оставшихся шести работ этого периода одна совершенно отличается от других концепцией: это "Полёт мысли"; несомненно, это был ответ на концертный вальс Иосифа Штрауса "Жемчуг любви" (соч. 39), который брат Иоганна написал в предыдущем году; Иосиф проторил дорогу от бальных залов к концертным при помощи этого произведения и ещё двух симфонических вальсов: "Идеалы" (1858) и "Музыка с неба и из подземелья" (1860), которые не публиковались и в итоге оказались утрачены. Иоганн тоже мог стремиться к изменению традиционной вальсовой формы и использованию "мыслей и фантазий" в "Полёте мысли", на что его подвигло бы увлечение юной аристократкой Ольгой Смирнитской, которую он впервые встретил в Павловске тем летом.
Очевидно, Штраус испытывал большие трудности, начиная "Полёт мысли", что становится ясно из утончённой оркестровки пьесы: от драматически украшенной интродукции до финальной ноты. Впервые новой произведение появилось в программе бенефиса Иоганна на павловском вокзале 23 сентября 1858 г. (11 сентября по российскому календарю) под названием "Gedankenfluchtlinge" ("Мысли-беглецы") последним номером во втором отделении трёхчастного "Большого музыкального праздника". На следующий день, 24 сентября 1858 г., "Венская всеобщая театральная газета" объявила названия новинок, которые Иоганн сочинил в России, и которые его венский издатель Карл Хаслингер собирался напечатать. В списке был и вальс под названием "Танец Сечени". Это было не что иное, как "Полёт мысли", и объяснение этому название было в посвящении Штрауса на работе, изданной в апреле 1859 г.: "Его высокородию графу Э. Сечени". Камергер и советник-посланник граф Эммерих Сечени (тж. Сеченьи, 1825-98) был первым секретарём и поверенным в делах австрийского посольства в Санкт-Петербурге. В личном отношении взбалмошный Иоганн был в долгу перед графом, который вытаскивал его из разных переделок: романтических и других; а поскольку молодой дипломат был ещё и композитором-любителем, то Иоганн иногда исполнял на концертах его сочинения, такие как польку-мазурку "Фантазия", польку "Ожидание", чардаш "Брук" и польку "В венгерском стиле".
Реакция Карла Хаслингера на концертные вальсы Иосифа Штрауса была прохладной, поэтому Иоганн выжидал удобного момента, чтобы представить "Полёт мысли" венской публике. Он собирался впервые исполнить вещь на "Балу Штрауса" в зале "Софиенбад" 28 февраля 1859 г. и сообщил об этом в "Венской всеобщей театральной газете" 22 января. Видимоо, у Иоганна были сомнения в уместности премьеры вальса, если он отложил это намеченное первое венское исполнение. Потом, в начале марта, он заболел, но вскоре (11 марта 1859) "Венская всеобщая театральная" напечатала, что он поправляется, но через 6 недель уезжает через Берлин в Санкт-Петербург. До отъезда в российскую столицу он должен был устроить большое суаре в залах Шперля, на котором, наконец, представить последний вальс в лирическом стиле "Полёт мысли". Организатором этого благотворительного вечера в театре Йозефштадта (район Вены) был Карл Хаслингер, который 3 апреля 1859 г. открыл в Альзерфорштадте (ныне это стык VIII и IX районов Вены) академию для распространения дневного присмотра за детьми (для детских садов, по сути). Согласно "Венской всеобщей театральной" от 5 апреля "Иоганн Штраус появился перед своим превосходным оркестром во втором отделении и исполнил... новый концертный вальс "Полёт мысли" с поистине очаровательной простой инструментовкой". 15 апреля та же газета сообщила, что Хаслингер выпустил из печати "Полёт мысли", и добавила, что "помимо весьма оригинальных тем и пикантной оркестровки от вальса во всей его композиции веет абсолютно уникальной, неописуемой магией; бурные, полностью заслуженные аплодисменты сопровождали вальс от первого исполнения в театре Йозефштадта, а бурные, требовательные бисы стали прямым доказательством любви, которую вальс за короткое время завоевал у публики".
Оправдывая прохладное отношение Карла Хаслингера к таким сочинениям, надо сказать, что "Полёт мысли" не стал популярен. Но с точки зрения музыковеда он обозначил прогресс в развитии "симфонического вальса" и явственно подтвердил достаточную важность для брата композитора - Эдуарада Штрауса, который включил одну из вальсовых тем в монументальное неопубликованное попурри: "Хронику венской танцевальной музыки последних 120 лет" для концерта в Венском музыкальном объединении 6 января 1884 г."


назад