Произведения Иоганна Штрауса (сына)

Русское и немецкое название
Музыкальный файл
Вальс "Садовая беседка"
Gartenlaube-Walzer
mp3, 64 кбит/c, 5,44 Мб, 12:08
Комментарий
Питер Кемп:
"Во второй половине 1890-х гг. прославленный австрийский дирижёр Эрнст фон Шух (1846-1914) захотел включить вальс Штрауса в один из больших концертов с дрезденским придворным оркестром. Он попросил друга, писателя Пауля Линдау, узнать у композитора, какой из вальсов подойдёт лучше всего, после чего Линдау переадресовал вопрос Штраусу. Пришёл ответ: "На вопрос о вальсе трудно ответить. И мне труднее всего, потому что ни один мне не кажется самым достойным". Далее он продолжал: "Моя жена передаёт Вам, чтобы Вы предложили Шуху "Весенние голоса", "Императорский вальс", "Привет миллионам" и "Садовую беседку". Пусть выберет из этих четырёх". (Шух выбрал "Весенние голоса" и с ними добился триумфа.)
Выбор Аделью Штраус малоизвестной ныне "Садовой беседки" вместе с тремя шеедврами Иоганна интересен и показывает, как многие поздние вальсы композитора создавались, прежде всего, для концертных, а не бальных залов. Письменный ответ Иоганна занимателен тем, что король вальсов не смог точно назвать им одного из лучших своих произведений: вальса "Обнимитесь, миллионы" (соч. 443), посвящённого Иоганнесу Брамсу (1833-97).
Вальс "Садовая беседка" относится к 1894 г., году празднований Золотого юбилея Штрауса. Он появился в результате соглашения с хозяевами популярного семейного журнала "Садовая беседка, который был основан в Лейпциге  1853 г. Эрнстом Кайлем (816-78), и чьими читателями были немецкоязычные жители многих стран мира, включая Соединённые Штаты Америки. В 1893 г. журнал отпраздновал 40-летие, а в следующем году один из журналистов, Герхард Рамберг, отметил наступающий Золотой юбилей Штрауса несколькими хвалебными словами, в которых высказал личное мнение о венском композиторе: "мог бы называть себя: Иоганн II, божьей милостью король обширного королевства вальсов". Соглашение датируется 14 ноября 1894 г., но Штраус подписал его через два дня: 16 ноября. К тому времени произведение уже было написано; а в Мюнхене художник Оскар Граф нарисовал красивую обложку со сценой в саду, где под скрипку весело танцуют пары и дети, а несколько человек весело поднимают бокалы с вином. 12 февраля 1895 г. фортепианное переложение вальса Иоганна "Садовая беседка", вышла в качестве приложения к первому номеру журнала "Садовая беседка" за 1895 г. с предупреждением: "Перепродажа бесплатного приложения запрещена". Отдельное издание для музыкальных магазинов вскоре вышло у того же издателя. На обоих изданиях было написано: "Иоганн Штраус посвящает читателям "Садовой беседки"".
Премьера вальса "Садовая беседка" прошла под личным управлением Иоганна Штрауса в золотом зале венского Музикферайна в крещенское воскресенье 6 января 1895 г. во время бенефиса брата композитора, Эдуарда, со Штраус-оркестром. В программках пояснение напротив нового вальса сообщает: "В собственности журнала "Садовая беседка"". Вальс (и примечание к нему) снова появился в программе концерта Эдуарда через неделю 13 января 1895 г., в ознаменование 25-летия музикферайна и выступления Штрауса в этом заведении. "Новая свободная пресса" от 8 января 1895 г. поместила просветительный обзор премьеры "Садовой беседки", которую считала "музыкальным произведением с наиболее выигрышным шармом, самой оригинальной изобретательностью и пикантными ритмами". Газета продолжала: "При его появлении Штрауса приветствовала восторженными аплодисментами тесно забившаяся публика, аплодисменты возросли до ураганной силы к концу вальса. Штраусу пришлось повторить вальс на бис, и поскольку восторг не собирался утихать, исполнил в качестве бис-номера "куплет-картинку" из "Праздника яблок". И это музыкальное произведение было вознаграждено продолжительными аплодисментами, и тоже повторилось. Из директорской ложи за концертом следили композиторы [Карл] Гольдмарк, Брамс и Хойбергер; прозвучали новинки Эдуарда Штрауса, в частности изобильными аплодисментами встретили интермеццо "Im hypnotischen Schlummer" ("В гипнотическом сне")". Что делает эту заметку ещё более интересной, это подтверждение от одного из трёх композиторов, а именно Рихарда Хойбергера (1850-1914), который позже писал в "Воспоминаниях": "После обеда [в гостях у Виктора Миллера в Айхгольце] мы с Брамсом и Гольдмарком пошли на концерт Штрауса в директорскю ложу Общества друзей музыки. Штраус дирижировал премьерой своего вальса "Садовая беседка". Брамс заметил, что вальсы, якобы легко доступные пониманию сочинения, удостаиваются должного отношения только спустя достаточно долгое время. ... Брамс не находит чего-то большого в новом вальсе "Садовая беседка". "Да, вполне в духе Штрауса, но не более. Мне нравится оркестровка. Она прекрасно сделана"".
Вскоре после премьеры вальса "Садовая беседка" лондонская публика получила приглашение прослушать его, когда Эдуард Штраус выступал со Штраус-оркестром в Имперском институте в Кенсингтоне летом 1895 г. Там он впервые прозвучал на открывающем публичном концерте 11 мая 1895 г., и когда королева Виктория вызвала Эдуарда и музыкантов играть на государственном балу в Букингемском дворце 30 мая 1895 г., вальс снова оказался в программе, на этот раз под английским названием".


назад