Произведения Иоганна Штрауса (сына)

Русское и немецкое название
Музыкальный файл
"Пять параграфов из свода вальсов" (вальс)
Fuenf Paragraphe aus dem Walzer-Codex, Walzer
mp3, 64 кбит/c, 3,93 Мб, 8:46
Комментарий
Питер Кемп:
""Пять параграфов из свода вальсов" были первым из 14-ти танцевальных сочинений - 11 вальсов и 3 полек - которые Иоганн Штраус посвятил "господам студентам правоведения Венского университета". В композиторской династии Штраусов все, кроме Иоганна Третьего (1866-1939), старшего сына Эдуарда, посвящали что-либо юридическому факультету, начиная с "Танцев Эгерии" (соч. 134, 1842 г.) Иоганна Штрауса-старшего и заканчивая вальсом Эдуарда "Домашние мелодии" (соч. 252, 1887 г.) "Пять параграфов..." появились зимой 1851/52 гг. к балу стуюентов-юристов 3 февраля 1852 г. в зале "Софиенбад". Хотя в Вене ещё действовало военное положение, введённое после революции 1848 г. и её военного подавления, карнавал 1852 г. частично вернул веселье прошлых лет. Структура венского общества, сложившаяся ещё до мартовской революции 1848 г., была восстановлена, и с нею вернулись традиционные балы разных факультетов венского университета, а также среднего класса имперской столицы. "Ди прессе" от 5 февраля 1852 г. назвала "Бал юристов" 1852 г. одним из самых роскошных в сезоне, указав, что его гостями были все министры, несколько послов, среди них и британский - граф Вестморланд (1784-1859), и князь Алоиз Лихтенштейнский. Ещё одним гостем был Эрнст II герцог Сакс-Кобург-Готский; именно на этом балу в самом конце герцог познакомился с Иоганном Штраусом. Тридцать пять лет спустя, летом 1887 г. этот же кобургский правитель сыграет главную роль в разрешении Штраусу жениться в третий раз - на Адели.
 Склонность Штрауса к названиям, будоражащим ум, хорошо видна в случае с "Пятью параграфами свода вальсов". В самом простом смысле "параграфы" это пять отдельных вальсовых секций, составляющих композицию, также в неменцком "параграфы" означает ещё и "статьи закона". "Свод" тоже понятие двусмысленное, которое означает и "соединение" и "перечисление законодательства".  Критик из "Ди прессе" от 5 февраля 1852 г. заметил, что богатый мелодиями вальс Иоганна "оказал электрический эффект на толпу любителей танца" на балу студентов-юристов, а "Венская всеобщая театральная газета" от 12 февраля 1852 г. поместила отчёт о следующем исполнении, 10 февраля: "На балу-бенефисе капельмейстера Иоганна Штрауса, который проходил два дня назад в зале "Софиенбад", присутствовало свыше 2000 человек. Они заняли весь пол зала, что сделало бал немного затруднительным: во время контрданса цепочка вытягивалась вплоть до буфета. Штраус представил пять новых танцев, два вальса из которых - "Виндзорские мелодии" и "Пять параграфов свода вальсов" [sic!] повторялись четыре раза по требованию бурной овации, вызванной их очаровательными, мелодичными и пикантными темами. Гости не расходились из танцевального зала до пяти утра"".


назад