Произведения Иоганна Штрауса (сына)

Русское и немецкое название
Музыкальный файл
Вальс "Масленичные песни"
Faschingslieder, Walzer
mp3, 64 кбит/с, 3,24 Мб 7:12
Комментарий
Питер Кемп:
"Дебют молодого композитора и "музикдиректора" Иоганна Штрауса-сына 15 октября 1844 г. в казино Доммаера в венском пригороде Хитцинге завершился триумфально. Публика в забитом зале была очарована подбором и исполнением музыки, а реакция прессы была как на сенсацию. По словам "Австрийского утреннего листка" от 19 октября 1844 г.: "это был великий праздничный вечер в венском танцевальном мире. Были надежды, пожелания и страхи, какие бывают накануне решающих сражений, способных определить судьбу тысяч людей; но Штраус-младший, вокруг которого и вились эти надежды и страхи, пришёл, и при первом взмахе смычка тысячи находившихся там снова обрели уверенность, даже зажглись восторгом, от того, что талант не личная монополия, но может, как в нынешнем примере, передаваться от отца к сыну.
Но на фашинге (карнавальный сезон в Вене, тогда длился с 6 января до полуночи на Покаянный вторник) 1845 г. снова стало ясно, что Иоганн Штраус всё ещё верховный правитель в "индустрии" венских вальсов. Армия в двести музыкантов в полном распоряжении - его оркестр, разделённый на несколько составов, играл, видимо, во всех главных увеселительных заведениях города. Всё, что оставалась Иоганну Штраусу-сыну, кроме отдельных ангажементов в больших домах, это сравнительно скромное казино Доммаера и ещё менее престижные "Букетные залы" в комплексе строений, которые образовывали йозефштадтский театр. Поэтому в Хитцинге и Йозефштадте хозяином карнавала был Штраус-младший, и в каждом месте он имел право на один бал-бенефис. Естественно, молодой капельмейстер прилагал все усилия, чтобы использовать эти возможности, назначая их на праздники, когда могла собраться самая большая аудитория. На фашинг 1845 г. администрация букетных залов устроила ему "масленичный понедельник" для бала. Исполненный ожиданий, он начал подготовку, так что "Собиратель" от 3 февраля 1845 г. объявлял: "Сегодня, в понедельник 3 февраля, пройдёт бал-бенефис герра Штрауса (сына) под девизом "Последнее весёлое приветствие фашинга" в помещении "Золотой букет" [один из "Букетных залов"] в Йозефштадте. Это последний бал, который молодая знаменитость даёт в упомянутом месте на этот год, и поэтому кроме его последних, смых недавних сочинений, он представит премьеру нового вальса под названием "Масленичные песни"; и поскольку превосходная организация его послеждних мероприятий за короткое время снискала ему ощутимое признание, ожидается самое многочисленное присутствие". Но несмотря на такие статьи авансом особое освещение и украшение залов и большое количество посетителей, новости о бале-бенефисе Иоганна в "Цветочных залах" не содержали похвал, которые молодому человеку хотелось бы прочитать. "Всеобщая венская музыкальная газета" от 6 февраля 1845 г. просто и безэмоционально сообщила, что бал состоялся, и новый вальс "Масленичные песни" прозвучал в первый раз. И только когда 8 февраля вышел очередной "Собиратель", Штраус, наконец, дождался  вознаграждения в виде подробного и явно более положительного отчёта о бенефисном бале. Обозреватель начал с утверждения: "Бальные и бенефисные вечера Штрауса-сына всегда отличаются оригинальными и индивидуальными характеристиками.  В них господствуют веселье, радость и неограниченное развлечение, а дружелюбие и радость венцев всегда очевидны. Присутствующая публика всегда получает удовольствие от стремлений молодого, умелого, пламенного таланта и его увлекательных, пикантных мелодий, которые приглашают к танцу, которые оказываются причиной и следствием весёлого, чистого смеха". Статья продолжалась так: "Вальсы Штрауса-сына так ритмичны, так текучи и обработаны с такой смелостью, элегантностью, вкусом... Если мы хотим описать, каков был сегодняшний вальс [т. е., "Масленичные песни"], мы можем только сказать, что Штраус (сын) сыграл его, и успех был предопределён".
Нотные записные книжки Иоганна Штрауса, которые он использовал всю жизнь, становились для него источником вдохновения, если творческий дар временно отказывал. Самая ранняя из этих книжек, ныне хранящаяся в хоктонской библиотеке гарвардского университета, была начата в августе 1843 г. и показывает, до каких пределов молодой композитор записывал "случайные наброски". Что касается "Масленичных песен", то в записной книжке есть темы вальсовых секций 2А, 4А, 4В (вариация секции 2А), 5А и 5В - первая и последняя из упомянутых тем, находятся друг от друга через 23 страницы.
От репортёра "Всеобще венской музыкальной газеты" последовала и благодарность композитору за прекрасную оркестровку "Масленичных песен". Тем более жаль, что издатель Иоганна, Пьетро Мекетти, не выпустил оркестровую версию, и она потерялась".


назад