Произведения Иоганна Штрауса (сына)

Русское и немецкое название
Музыкальный файл
Кадриль "Летучая мышь"
Fledermaus-Quadrille
mp3, 32 кбит/с, 1,80 Мб, 7:54
Комментарий
Кадриль содержит разнообразные мелодии из одноимённой оперетты.

Питер Кемп:
""Летучая мышь", третья оперетта Иоганна Штрауса вышла в венском театре "Ан дер Вин" в пасхальное воскресенье 5 апреля 1874 г. Вопреки утверждениям многочисленных биографов Штрауса полный триумф произведения был обеспечен от первого исполнения; позже оперетта стала считаться премьерной в своём жанре.
1 мая 1874 г., меньше, чем через 4 недели после премьеры "Летучей мыши", Иоганн Штраус выехал из Вены на гастроли по Италии с оркестром Юлиуса Лангенбаха из Германии. Организационные хлопоты отняли у него время для сочинения долгожданных танцев из мелодий шедевральной оперетты, и сначала у издателя Фридриха Шрайбера вышло только три работы (всего их было 7). Среди них была и кадриль "Летучая мышь", которая отправилась в магазины 13 мая 1874 г. - день отдыха Штрауса и оркестра в Италии. В программе выступлений Иоганна перед итальянской публикой не было кадрили "Летучая мышь", поэтому трудно установить дату премьеры произведения в Вене. Поскольку Шрайбер выпустил кадриль в мае, первое исполнение вполне могло произойти в австрийской столице в июне 1874. Кадриль "Летучая мышь" предлагает слушателю исчерпывающее путешествие по самым ярким моментам этой самой известной оперетты всех времён. Слух услаждается неутомимой сменой ритмических мелодий, выбор которых диктовался только требованиями шесть различных секций (или "фигур") венской кадрили: №1 - "Панталоны", №2 - "Лето", №3 - "Курица", №4 - "Трени", №5 - "Пастушка" и №6 - "Финал". Кадриль была одним из самых популярных бальных танцев XIX столетия и исполнялась четырьмя, шестью или восемью парами. Каждая танцевальная секция содержит строгие восьми- или шестнадцатитактные мелодические обороты, и хотя они повторяются внутри секций, кадриль содержит большое количество разных тем, благодаря чему сочинитель оперетты может использовать её как идеальное средство для представления лучшей музыки из сценической работы".

Кадриль "Летучая мышь" представляет музыку из следующих мест:

"Панталоны" - II акт (№7), куплеты князя Орловского; III акт (№15), трио Розалинды, Альфреда и Айзенштайна, там же №14 - ария Адели.

"Лето" - II акт, (№7), куплеты князя Орловского; ариетта Розалинды в финале I акта (№5).

"Курица" - финал I акта (№5), трио-секция; III акт (№14), ария Адели; серенада Альфреда (№1а) в I акте.

"Трени" - I акт (№3), дуэт Айзенштайна и Фалька.

"Пастушка" - I акт (№2), трио; финал II акта (№11а).

"Финал" - I акт (№4), трио Адели, Розалинды и Айзенштайна; финал I акта (№5).

Исторический интерес представляет запись исполнения кадрили "Контр-Летучая мышь" (вместе с объявлением фигур) Штраус-оркестром под управлением племянника композитора, Иоганна Штрауса-внука (1866-1939). Запись выпущена компанией Эдисона в декабре 1910 г. на трёх 4-минутных восковых цилиндрах "Амберол". Музыкальное содержание это работы отличается от кадрили "Летучая мышь" Иоганна Штрауса-сына, потому что в ней нет некоторых тем, но есть вставки из "Трио с шампанским", "Дуэта с часами", вступительного хора ко II акту оперетты и ещё мелодия из трио №15 в III акте".


назад