Произведения Иоганна Штрауса (сына)

Русское и немецкое название
Музыкальный файл
Полька "Экспресс"
Express-Polka schnell
mp3, 64 кбит/c, 1,15 Мб, 2:36
Комментарий
Питер Кемп:
"С вальсом "Волшебные сказки" (соч. 312) и французской полькой "Дикий огонь" (соч. 313) живая быстрая полька "Экспресс" составляет тройку сочинений короля вальсов, которые в первый раз прозвучали в один и тот же день. Событие, на котором это произошло, называлось "Концерт новинок в пользу Иосифа и Эдуарда Штраусов с участием Иоганна Штрауса (гофбалмузикдиректора)" и произошло в венском Фольксгартене 18 ноября 1866 г. Но новинки были не от одного Иоганна Штрауса - прозвучали премьеры танцев его братьев: вальс Иосифа "Пальмовая ветвь мира" (соч. 207) и полька "Этикет" (соч. 208) его же, а также французская полька Эдуарда "Колибри" (соч. 21). Такой поток художественного вдохновение обещал огромный творческий размах братьев Штраусов, особенно - Иоганна и Иосифа, на венском карнавале-1867; и в дальнейщем музыкальная семья самым замечательным образом изгнала уныние и безнадёжность, которые наполнили дунайскую монархию после поражения от Прусского королевства летом 1866 г.
Фортепианное переложение польки Иоганна вышло 18 ноября, в самый день премьеры, а два сочинения Иосифа вышли ещё в конце октября. 21 ноября 1866 г. одна из колонок газеты "Фремденблатт" гласила: "Издательство К. А, Шпины выпустило несколько новинок, а именно: "Экспресс-полька" Иоганна Штрауса, "Этикет-полька" и "Пальмовые ветви мира" Иосифа Штрауса. На их премьере в прошлое воскресенье в Фольксгартене новые танцы были встречены всё более громкими аплодисментами многочисленной публики". Успех юенефиса и вправду был таков, что братья Штраусы повторили все шесть новых вещей на концерте в Фольксгартене в следующее воскресенье 25 ноября. Более того, "Экспресс" и "Дикий огонь" Иоганна вместе с Иосифовыми "Пальмовыми ветвями мира" и полькой "Колибри" Эдуарда прозвучали в танцевальной программе на балу граждан в "Колизее" Швендера 22 января следующего года.
Полька "Экспресс", "которая выделяется пикантным ритмом" ("Фремденблатт" от 23 ноября 1866 г.), принадлежит к числу тех сочинений Иоганна Штрауса, что позже обрели новую жизнь благодаря аранжировщикам. В её случае балетоманы несомненно узнают мелодии польки при их появлении в "Большом галопе" (№12) составного балета Антала Дорати "Выпускной бал" (1940), особенно первую и вторую темы польки (1А и 1В) и последние 12 тактов финала".


назад