Произведения Иоганна Штрауса (сына)

Русское и немецкое название
Музыкальный файл
Вальс "Музыка единства"
Einheitsklänge, Walzer
mp3, 64 кбит/c, 3,73 Мб, 8:17
Комментарий
Питер Кемп:
"В течение всей жизни Иоганн Штраус-младший обычно записывал музыкальные идеи в записных книжках, самая ранняя из которых хранится в Хоктонской библиотеке амриеканского Гарвардского университета. Недавно эта книжка, охватывающая время от августа 1843 до конца 1851 г. изучалась сначала в Англии, а затем в Вене. Среди мелодий, которые удалось установить, были вальсы 2А и 4А из вальса Иоганна "Музыка единства" 1849. Восьмитактовые наброски, каждый из которых занимает по два нотоносца, находятся на соседних страницах, и на первой рукой композитора надписано: 13 июля 1849 г.". Это позволяет предположить, что две указанные мелодии "Музыки единства" возникли в этот день или сразу после.
1848 год стал временем драматических политических изменений в империи Габсбургов и, прежде всего, в Вене. Интерес всей австрийской столицы сосредоточился на Рейхстаге, имперском парламенте, который собирался во Франкфурте-на-Майне и одним из вопросов рассматривал "германское единство". Иоганн Штраус-старший (1804-49) увидел смену эпох и на летнем празднике в венском Вассергляцисе 26 июля 1848 г. представил премьеру "Марша единой Германии" (соч. 227). Но осенью мечты о германском единстве кончились. Имперские австрийские войска сражались в Италии против отмены монархии на двух территориях: Ломбардии и Венеции, которые географически принадлежали к Италии, но управлялись австрийцами со времени падения Наполеона; затем войска подавили революцию в Вене и, наконец, вместе с армией царя Николая I побороли восстание в Венгрии, целью которого была свобода территории к востоку от реки Лейты, по каковой реке проходила граница. Единство империи удалось сохранить ценой больших усилий. В декабре 1848 г. в моравском Ольмюце (Оломоуце) Франц Иосиф взошёл на австрийский трон; его канцлер принц Феликс Шварценберг, советник Радецкого, был твёрдо намерен сохранить единство государства любыми средствами. Политическим фундаментом этих намерений стала новая конституция фон Штадиона, написанная в февраля 1849 г. и провозглашённая, точнее сказать, обнародованная 4 марта. (Это событие было запечатлено Францем фон Зуппе в его марше "Конституция", соч. 41).
Должно быть, сразу же после издания новой конституции Штраус дал премьеру вальса "Музыка единства". Теперь у названия было и второе значение - принятие нового режима Иоганном Штраусом, который до этого, летом 1848 г., был полностью на стороне революционеров. Первое фортепианное издание вальса вышло 10 июня 1849 г.: через шесть дней после того, как "Венская всеобщая театральная газета" лакончино отметила в обзоре музыкальных публикаций: "Достаточно просто прочитать названия [новых сочинений Штрауса-младшего], и всякому будет ясно, что они крайне уместны в настоящее время. Нам нравится "Музыка единства"..."
Партитура вальса "Музыка единства", единственного вальса Иоганна Штаруса, который случайно вышел из печати без интродукции, никогда не издавалась; и "точные копии", прорекламированные издателем Пьетро Мекетти 24 января 1850 г. утрачены либо ещё не обнаружены. Хотя вальс "Музыка единства" быстро исчез из концертной программы Штраус-оркестра, его вступительная мелодия спаслась от забвения стараниями Эдуарда, брата композитора, который включил её в попурри "Венок из вальсов Иоганна Штрауса" (соч. 292) с подзаголовком: "Собрание самых популярных вальсов с 1844 г. по сей день", подобрав и аранжировав мелодии в 1894 г. к 50-летию со дня публичного дебюта брата Иоганна в качестве дирижёра и композитора".


назад