Произведения Иоганна Штрауса (сына)

Русское и немецкое название
Музыкальный файл
Полька "По телефону"
Durch's Telephon. Polka
mp3, 64 кбит/c, 1,19 Мб, 2:39
Комментарий
Питер Кемп:
"В среду 16 апреля 1975 г. из-под молотка аукциониста в Лондоне ушла крайне интересная вещь. У "Сотби" как лот №194 из категории музыки, музыкальных рукописей и подлинных писем выставлялась собственноручная партитура польки Иоганна Штрауса-младшего из "9 листов, ин-фолио, 19 заполненных нотоносцев на всю страницу, переплетена красным плюшем, вкладка на обложке - листок нотной бумаги с музыкальной цитатой в 4 такта, только мелодическая линия рукой Иоганна Штрауса и дальше собственноручная подпись внизу [в переводе]: "Моему дорогому и высокочтимому Иоганну Батке с самыми сердечными поздравлениями с Рождеством. 90. Иоганн Штраус"". На самом сочинении стоял простой заголовок: "Полька соль-мажор", и это было сочинение Штрауса за номером 439: "По телефону". Англо-австрийское музыкальное общество выкупило рукопись, и по сей день является её владельцем; а 28 февраля 1976 г. состоялась британская премьера произведения в королевском Фестивал-холле в исполнении лондонского симфонического оркестра под управлением Генри Крипса. Уместно добавленные бубенцы превратили польку Штрауса "соль-мажор", она же "По телефону", в "Рождественскую польку".
Друг искусств Иоганн Батка (1845-1917), который служил в Братиславе, столице современной Словакии на посту в правительстве и начальником государственного архива, поддерживал постоянное общение со многими ведущими музхыкантами Вены, среди них: Ференц Лист, Антон Рубинштейн, Ганс Рихтер и Иоганн Штраус. Штраус ценил критическое мнение Батки, совещаясь с ним о разных либретто и стремясь использовать влияние Батки в Пресбургском (Братиславском) театре. Батка пользовался в Братиславе большим уважением, и по сей день в государственном архиве есть отдел, посвящённый Батке. Поэтому естественно, что Штраус хотел сделать подарок другу, и было ли лучшее время чем Рождество? Но на самом деле полька "По телефону" была сочинена Штраусом для бала "Конкордии" - венского союза писателей и журналистов, каковой бал проходил в зале "Софиенбад" 10 февраля 1890 г. Среди других танцев, сочинённых к этому случаю, была французская полька Эдуарда Штрауса "Фонограф" (соч. 264), полька-мазурка Карла Целлера "Летучие перья", полька-мазурка Карла Комзака-сына "Sub Rosa" (соч. 172) и быстрая полька К. М. Цирера "Сенсационная новость!" (соч. 418). Название этих работ подбирались специально для "Конкордии", но особенно подходило Иоганново "По телефону", указывающее на быструю технологическую эпоху, в которой журналисты могли передавать свои сенсации в редакцию по телефону, а не томиться на телеграфе или за печатной машинкой.
Первая в мире газетная информация была передана по телефону 12 февраля 1877 г. из Эссекского института в Салеме журналистом газеты "Бостон глоуб": она была о лекции Александра Грэма Белла, шотландского отца телефона, который 9 марта запатентовал первый телефон, способный устойчиво передавать различимую речь. Вообще, превый телефон демонстрировал ещё немецкий учитель Иоганн Филипп Райс в 1860 г., но тот передавал слова урывками. Изобретение угольного микрофона уроженцем Англии Дэвидом Эдвардом Хьюзом в 1877 г. развило основы телефонной техники. В 1883 г. на международной электрической выставке в Ротонде венского Пратера была установлена теелфонная связь с придворной оперой. Показательно, насколько быстро новое изобретение в области сообщений стало символом повседневности: уже 19 мая 1888 г. в швейцарском Люцерне воздвигли статую "музы телефона" на фронтоне союзной почтовой штаб-квартиры.
Первое публичное исполнение польки "По телефону" прошло в венском Музикферайне 23 февраля 1890 г., когда Штраус-оркестр исполнил её под управлением Эдуарда, брата композитора. Газета "Фремденблатт" от 22 февраля 1890 г. писала о "свежей и мелодичной" работе, "которую можно будет часто услышать и получить удовольствие от неё". На концерте, который входил в традиционный цикл воскресных послеполуденных выступлений Эдуарда в Музикферайне, представлялось неизменное "карнавальное ревю" всех новых танцев, которые братья Штраусы написали для очередных карнавальных увеселений. Кроме польки "По телефону" впервые прозвучали другие произведения: вальс Иоганна "Танцы для бала в ратуше" и пять вещей Эдуарда: оставшаяся неопубликованной кадриль "Микадо", вальс "Кандидаты к танцу" (соч. 293), польки "Фонограф", "Танцующая Вена" (соч. 265) и неопубликованная "G'huepft wie g'sprungen" ("Скакнуть - что прыгнуть")".


назад