Произведения Иоганна Штрауса (сына)

Русское и немецкое название
Музыкальный файл
Романс "Сладкие слёзы"
Dolci Pianti
mp3, 64 кбит/с, 827 кб, 1:50
Комментарий
Питер Кемп:
"Симулировав недомогание, Иоганн Штраус прервал концертный сезон-1862 в Павловске под Петербургом и вернулся в Вену. Его "болезнь" длилась недолго, а мотивы стали ясны, когда в родном городе 27 августа 1862 г. он женился на Генриетте Каролине Йозефе Халупецкой (1818-78).
"Йетти Трефц", 44-летняя фрау Штраус, была хорошо известна в музыкальном мире как признанная во многих странах певица меццо-сопрано. Хотя она уже миновала пик карьеры, её всё ещё с большим удовольствием принимали при российском императорском дворе, когда она сопровождала мужа в павловских гастролях летом 1863 г. В длинном письме от 8 июля 1863 г. (26 июня по российскому календарю), написанном к венскому издателю Иоганна Карлу Хаслингеру, Йетти сообщала: "Я убедила своего дорогого-дорогого Жани написать для меня вокальный номер в итальянском стиле, причём хорошем итальянском стиле, и получилось так чудесно, что сейчас это мой cheval de bataille [постоянное увлечение]. [Сигизмунд] Тальберг положил этот же текст на свою музыку, но сочинение Жани намного, намного лучше, красивее и больше вознаграждается. Оно задействует виолончель и арфу, и я (конечно!) пою его весьма хорошо, по моему скромному мнению. Вы хотите получить эксклюзивные права на это сочинение, посвящённое Императору Всероссийскому и милостиво принятое им? Если да, то советую Вам сообщить Жани побыстрее и написать, сколько сотен Вы готовы дать за него. Пьеса написана для меццо-сопрано, и продаваться будет как горячие булочки после голода".
Хаслингер не захотел выпускать песню под названием "Dolci pianti" ("Сладкие слёзы"), и вокальная версия для Йетти оказалась, к сожалению, утраченной. Впрочем сохранилась аранжировка для виолончели и фортепиано с посвящением Йетти Трефц; она лежала среди бумаг в доме Штраусов, а теперь хранится в коллекции венской городской и земельной библиотеки.
Иоганн сообщал о том же самом произведении в июне 1863 г. в постскриптуме Хаслингеру: "Вы получите небольшую песню, которую я написал в стиле Верди, что неприглядно". В более позднем письме из Павловска от 16 августа того же года композитор снова упоминал о нём: "Песня очень скоро окажется в Вашем распоряжении. Я дам её премьеру на бенефисе во вторник (в аранжировке для виолончели и арфы)..." Первое исполнение версии для виолончели и арфы прошло, как и обещал Иоганн, на его втором бенефисе в вокзальном павильоне Павловска 18 августа 1863 г. (6 августа по российскому календарю). Восторженная публика потребовала исполнить произведение на бис, о чём оркестрант Ф. А. Циммерман, вёдший дневник, написал с упоминанием названия "Neue Romanze" ("Новый романс"). Рассказывая о бенефисе, Йетти писала Хаслингеру 24 (12) августа, что "новая полька-мазурка ("Приглашение к польке-мазурке") вызвала фурор, как и моя песня, которую Иоганн обработал для виолончели, арфы и оркестра; её всегда требуют повторить, и звучит она совершенно прелестно".
Между её премьерой и финальным концертом павловского сезона-1863 27 (15) сентября Штраус дирижировал произведением ещё 16 раз - наиболее примечательным было исполнение 11 сентября (30 августа) на балу у российского императора Александра II в царскосельском (ныне пушкинском) дворце, который расположен примерно в пяти километрах от Павловска. После этого исполнения Циммерман упомянул название произведения: "Lied Suesse Thraenen" ("Песня "Сладкие слёзы""), хотя в дальнейшем называл его "романсом". К сожалению, невозможно установить, на каких из представлений песню исполняла Йетти, а где звучала только инструментальная версия.
Венская публика впервые услышала новое сочинение 10 января 1864 г. на концерте Иосифа и Иоганна Штраусов в Фольксгартене "с участием гофбалмузикдиректора Иоганна Штрауса". Газетные объявления о предстоящем событии (например, во Фремден-Блатте от 6 января) привлекали особое внимание к исполнению новинки, аранжированной как инструментальный романс: "Внимание, "Dolci pianti", песня Иоганна Штрауса в итальянском стиле для виолончели и фисгармонии, сопровождается игрой автора на фисгармонии"".


назад