Произведения Иоганна Штрауса (сына)

Русское и немецкое название
Музыкальный файл
Вальс "Дневные грёзы"
Schwärmereien. Concert-Walzer
mp3, 64 кбит/с, 5,42 Мб 12:02
Комментарий
Питер Кемп:
"15 июня 1858 г. младший брат Иоганна Штрауса Иосиф представил публике концертный вальс под названием "Идеалы". Критик из "Театральной газеты" отметил "бурный приём" и назвал работу шедевром, а также добавил, что она "отличается от обычного вальса совершенно чистыми ритмами, аккуратно созданными мелодиями и богатой, красивой инструментовкой". Последующие поколения, к сожалению, лишились возможности оценить работу, потому что она не издавалась, а рукопись, скорее всего, погибла в 1907 г., когда Эдуард Штраус сжёг нотный архив Штраус-оркестра.
Несомненно, "Идеалы" Иосифа Штрауса подали Иоганну идею попробовать себя в сочинении концертных вальсов, но плоды: "Полёт мысли" (соч. 215) и "Дневные грёзы" оказались коммерчески малоуспешны, и издатель братьев отговорил их от подобных экспериментов в будущем. Невзирая же на коммерческую сторону "Дневные грёзы", в частности, заслуживают знакомства с широкой публикой, тем более, что они несут посвящение другу Иоганна российскому пианисту-виртуозу, композитору, преподавателю и дирижёру Антону Рубинштейну (1829-94). Штраус задумал эту трудную и требующую точности работу во время концертного сезона 1860 г. в Павловске, и дирижировал её премьерой в венском танцевальном зале "Ванна Дианы" 1 апреля 1861 г. "Дневные грёзы" получились более продуманными, чем обычные танцевальные вальсы, и Рубинштейн, самый одарённый пианист XIX столетия (если не считать Листа), с удовольствем играл работу, переложенную для фортепиано соло; вообще же Рубинштейн со своим братом Николаем часто играли на концертах вальсы и польки Иоганна. Гениальный пианист однажды даже набросал карикатуру, на которой Штраус управляется со скрипкой и смычком, подписавшись как "Тони"; ещё один автограф он оставил на веере жены Штрауса Адели. В последние годы Антон Рубинштейн рассказывал об Иоганне Штраусе первому биографу короля вальсов Людвигу Айзенбергу: "Я был с ним с самого начала его пути, и всегда относился к его музыке тепло, с уважением и восторгом. Я выражал это не только поддержкой, когда она требовалась, но я включал её в репертуар и играл её, невзирая на вкусы, например, "Ночных бабочек", "Сирен" и другие; невзирая на вкусы потому, что к моей огромной радости всегда с большим успехом явно не из-за моего исполнительства, так как я играл многие другие вещи без такого же хорошего результата. Да, Штраус вне всякой конкуренции настоящий уникум, и я уважаю его не только как художника, но и как личность, ибо я полностью очарован его необыкновенной скромностью".


назад