Произведения Иоганна Штрауса (сына)

Русское и немецкое название
Музыкальный файл
Немецкий вальс
"Deutsche" Walzer
mp3, 64 кбит/с, 3,25 Мб, 7:20
Комментарий
Питер Кемп:
"Название "Немецкого вальса" Штрауса относится не к популярному в XVIII веке быстрому кружащемуся парному "немецкому" танцу размером 3/8, который был одним из предшественников классического венского вальса, а к политической ситуации того времени.
К концу 1848 г. революции, которые сотрясали империю Габсбургов, были, в основном, подавлены. БЛагодаря блестящей кампании восьмидесятилетнего фельдмаршала Радецкого, главнокомандующего австрийской армией, в Ломбардии и Венеции стало спокойно, а Тосканой и Моденой правили принцы Габсбурги. Правда, в Италии иностранная оккупация продолжала вызывать недовольство. Во время Крымской войны (1853-56) Австрия вошла в соглашение с Францией и Британией о защите дунайских княжеств от посягательств России, но не стала объявлять войну России либо вести активные военные действия. Когда Россия была принуждена к унизительному парижскому миру, последствия для империи Габсбургов оказались пугающи: Россия, бывшая союзница Австрии, теперь перешла на сторону её врагов, а Франция и Великобритания оставались неудовлетворены тем, что Австрия не вступила в войну. В отместку они поддерживали воссоединение Италии, которое искусно проводил сардинский премьер-министр граф Камилло Бензо Кавур. Искушённый Кавур пронимал, что продолжающеся господство Австрии на полуострове является главным препятствием на пути итальянского воссоединения, и и заключил союз с Наполеоном III, который стремился ослабить Австрию. Когда в апреле 1859 г. Сардинии проигнорировала австрийский ультиматум о разоружении, Австрия оказалась в состоянии войны с Сардинией и Францией. Тем летом австрийская армия потерпела поражения у Мадженты и Сольферино, и по условиям последовавшего мира Австрия отказалась от всех владений в Италии, кроме Венецианской области, Тоскана же и Модена отошли к королевству Сардинии.
В первые месяцы 1859 г., ещё до начала военных действий, значительная часть австрийского общества предвидела надвигающееся столкновение с Францией и Сардинией и с надеждой на помощь смотрела на государства Германского союза. Это помощи не последовало. Распространённая надежда на поддержку немцев этозвалась эхом в венских бальных залах во время карнавала 1859 г., когда Иоганн Штраус провёл бенефис в таневальном зале "Шперль" 7 марта 1859 г. под девизом "Немецкая солидарность в танцевальном мире (Победа вальса)" и сочинил для бенефиса "Немецкий вальс". Иоганн и Иосиф Штраус в обязательном порядке разделяли бремя дирижирования Штраус-оркестром, но как гласила заметка в "Венской театральной газете" от 11 марта: "В день бала-бенефиса в "Шперле" 7 числа сего месяца Иоганн Штраус находился в серьёзном нервном истощении, что потребовалась скорейшая медицинская помощь. Вместо него брат Иосиф единолично дирижировал балом с большим числом гостей и исполнил "Немецкий вальс", который Иоганн написал для этого вечера. Благодаря избытку мелодий вальс доставил столько удовольствия, что его требовали на бис несколько раз".
Новая работа вышла из печати у Карла Хаслингера к концу апреля 1859 г., и "Венская театральная газета" от 28 апреля прокомментировала так: "Из вальса к нам доносятся очень привлектальные танцевальные мелодии; также на заметку молодым пианистам: их вовсе не трудно играть. Выпуск делает честь издательству". Довольно неожиданно, но никто из обозревателей не отметил, что Иоганн вставил в коду "Немецкого вальса" вступительную мелодию (1А) вальса его покойного отца "Немецкое веселье или Дунайские песни без слов" (соч. 127, 1841 г.)".


назад