Произведения Иоганна Штрауса (сына)

Русское и немецкое название
Музыкальный файл
Юбилейный марш "Дойчмайстера"
Deutschmeister-Jubiläums Marsch Opus 470
миди, 26 кб, 3:00
mp3, 64 кбит/с, 1,27 Мб, 2:56
Комментарий
Марш, очевидно, написан в честь гренадёрской дивизии "Дойчмайстер".

Должен заметить, что в последних сочинениях Штрауса чувствуется какой-то "закатный" настрой. Маэстро было уже 73 года, и неудивительно, что весь его дар и богатейший на тот момент опыт окрашивались этим количеством лет. Марш "Дойчмайстера" - роскошный, мощный, широкий марш, как и сама дивизия, но при его прослушивании я испытываю такое ощущение, как будто смотрю на садящееся солнце: яркое и тёплое, но уже касающееся земли... Конец чего мог подсознательно предчувствовать Штраус? Жизни, империи, или XIX века, как золотого века Европы?

Миди-файл позаимствован у "Испанской ассоциации Иоганна Штрауса".

Питер Кемп:
"Такое впечатление, что многие австрийские военные марши более подходят для бального паркета, чем для парадного плаца, ни в коем случае не должно отметаться. "Юбилейный марш "Дойчмайстера"" Иоганна Штрауса- прекрасный пример, и только утомившийся солдат не захочет слегка припрыгивать под такую бодрую музыку.
В 1525 г. маркграф Альбрехт Бранденбургский, высокий мастер германского рыцарского ордена, который был основан в Святой земле в 1190 г., отвернулся от католической веры. Пять лет спустя его начальник "Тойчмайстер" (мастер германцев) объединил остатки рыцарей в военную организацию и принял титул: "Высокий и Германский мастер". В 1694 г. Высокий и Германский мастер ордена немецких рыцарей Франц Людвиг пфальцграф Рейнский и герцог Нойбургский инициировал создание военной единицы под названием "Бригада Тойчмастера", чей шеф, его брат герцог Вильгельм Пфальц-Нойбургский, в качестве одного из германских электоров был призван императором Леопольдом I для организации боевой части. Первый смотр новоорганизованного отряда, который позже назвали "Тойчмайстером", прошёл 3 июня 1696 г. у Донауворта в Баварии. В 1781 г. император Иосиф II усилил набор солдат и создал вербовочные округа, каждый из которых привязывался к соответствующему пехотному полку. 13 венских пригородов поставляли новобранцев в "Дойчмайстер", который назывался уже "Пехотный полк №4 Высокого и Германского мастера", и который венцы любовно называли "Uns're Edelknaben" ("Наши достойные парни") - он был полком венского гарнизона.
По случаю 200-летия "Пехотного полка Хох- и Дойчмайстера" в Вене прошёл 4-дневный праздник с 4 по 7 сентября 1896 г., сам полк праздновал в воскресенье 6 сентября, которое назвали "Днём Дойчмайстера". Из Галиции, где он присутствовал на манёврах, император Франц Иосиф прислал поздравительную телеграмму; газетные колонки посвящались исследованиям истории полка; театры ставили специально написанные пьесы ("Германские мастера", "Венские достойные парни", "Старый Дойчмайстер" и т. п.) в его честь; и среди различных выставок и мероприятий была экспозиция в Пратере, на которой показывалась форма пяти периодов в истории "Хох- и Дойчмайстера". 9 сентября, через 2 дня после закрытия "официальных" празднований популярный летний театр Габора Штайнера в Пратере "Венеция в Вене" провёл последнее мероприятие к 200-летию - яркий "Большой венский фестиваль", часть выручки от которого передали ветеранам полка. 5 сентября "Новая свободная пресса" грубовато сообщила: "В комитет по празднованию юбилея поступило 27 "Маршей Дойчмайстера", 24 из которых не использовались и были возвращены с вежливой благодарностью в письме. Три отсальных принадлежат Иоганну Штраусу, Байеру и Хелльмесбергеру". (Байер и Хелльмесбергер в отличие от Штрауса служили в полку "Хох- и Дойчмайстер", хотя и не были военными дирижёрами.) Премьера этих трёх маршей: "Юбилея Дойчмайстера" Штрауса, "Марша полка "Дойчмайстер"" Байера и марша "Вверх и вниз" Хелльмесьергера-младшего стало пиком праздника на концерте, который прославился участием четырёхсот музыкантов от восьми военных оркестров и присутствием 18 тысяч слушателей. "Иностранный листок" от 10 сентября рассказывал: ""Венеция в Вене". Возле IV бивуака происходил концерт-монстр с участием семи [sic!] военных оркестров. Концерт открылся государственным гимном, затем многочисленные оркестры, в которых было свыше 350 музыкантов, по очереди играли под управлением военных дирижёров: [Густава] Мара, [Франца] Бема, [Вильгельма] Вацека, [Каспара] Рихтера, Штерна, [Франца] Зоммера и [Ханса] Павлиса.Иоганн Штраус, Иосиф Байер и Иосиф Хелльмесбергер сочинили для праздника три энергичных марша, удостоившихся бурных аплодисментов и нескольких бисов". Корреспондент "Новой венской прессы" 10 сентября писал более конкретно, упоминая, что "Сочинение Байера, музыкальная вещь, выдержанная в полностью венском стиле, прошла лучше всех".
Рукопись марша (хранимая в городской и земельной библиотеке Вены) отличается от печатного издания, выпущенного Августом Кранцем, в тактах 5 и 16, которые композитор пометил словами "nicht benuetzt" ("не использовано"), и в такте 20. Эти отличие не появлялись ни в одном печатном издании марша, и нельзя определённо сказать, какая версия прозвучала на премьере 1896 г. Работа несёт посвящение Иоганна "Императорскому-и-королевскому 4-му пехотному полку и проч. Хох- и Дойчмайстер к его 200-летнему юбилею".


назад