Произведения Иоганна Штрауса (сына)

Русское и немецкое название
Музыкальный файл
"Деревенская полька-мазурка"
Polka Mazurka champêtre
mp3, 64 кбит/с, 2,20 Мб 4:58
Комментарий
Питер Кемп:
""Деревенская полька-мазурка" появилась в 1860 г. среди сочинений, которые Иоганн Штраус написал для русской публики, приходившей на его четвёртый последовательный летний сезон концертов под Санкт-Петербургом. В отсутствие записей альтиста Ф. А. Циммермана, который вёл дневник выступлений оркестра, установить точную дату премьеры произведения невозможно, но рождение польки в России подтверждают Иосиф Штраус, валторнист Франц Забай и сообщение в венской театральной газете "Цвишен-Акт" от 8 ноября 1860 г. Похоже, что Иоганн представил "Деревенскую польку-мазурку" на сельском празднике в Павловске или в одном из соседних дворцов возле Санкт-Петербурга: иллюстрация на обложке первого фортепианного издания, вышедшего у Карла Хаслингера 10 декабря 1860 г., изображает пирующие, танцующие и гуляющие парочки на фоне сельской местности с каким-то зубчатым строением вдалеке.
В предшествовавший год коллектив тирольских певцов участвовал по меньшей мере в одном из павловских концертов Иоганна, и можно предположить, что первое российское исполнение "Деревенской польи-мазурки" сопровождалось небольшим хором. Это предположение проистекает из того, что чистовая копия партитуры сочинения №239, которое Штраус послал Хаслингеру в Вену, кроме инструментальных партий содержит четырёхголосный мужской хор. Хотя текста нет, хор просто поёт "Ля-ля-ля" на мелодию польки-мазурки, этот интересный номер, всё-таки, можно назвать первым танцевально-хоровым сочинением Иоганна.
В Вене первое исполнение новой работы состоялось 25 ноября 1860 г. на совместном концерте Иоганна и Иосифа Штраусов в Фольксгартене под названием "Polka Mazur im Laendlerstyle (champetre) unter Mitwirkung eines Mannerchors von 14 Stimmen" ("Полька-мазурка в деревенском стиле с участием мужского хора на 14 голосов"). "Цвишен-Акт" в выпуске от 27 ноября сообщал читателям: "В Фольксгартене царило необычное оживление. В пять часов комнаты были настолько забиты, что многие люди только дойдя от кассы ко входу предпочитали тропической жаре зала свежий воздух сада. Иоганн Штраус вчера появился перед публикой первый раз после приезда, хотя вернулся уже довольно давно [он приехал 29 октября]. Публика привествовала своего любимца длительными громкими аплодисментами, которые повторялись после каждой пьесы. Иоганн Штраус исполнил польку-мазурку "Сказочный цветок", польки "Дьяволица и "Процессия в масках", затем "Деревенскую польку-мазурку", сочинённую в Петербурге, и ему постоянно приходилось повторять танцы на бис, что предопределялось острыми ритмами и очаровательными мелодиями, которые всегда отличали и другие пьесы в его исполнении, например, "Пробуждение льве" Контского, попурри Конради "Путешествие по Европе" и Мейерберов "Марш Шиллера"".
Кроме переложений для фортепиано соло, фортепиано со скрипкой и полного оркестра Хаслингер позже выпустил аранжировку "Деревенской польки-мазурки" для вокального квартета с двумя валторнами в серии "Песенный венок". В этом варианте есть стихи, которые гласят: "Где звенит песня, присядь...""


назад