Произведения Иоганна Штрауса (сына)

Русское и немецкое название
Музыкальный файл
Увертюра к оперетте "Карнавал в Риме"
Carneval in Rom, Ouverture
mp3, 32 кбит/с, 1518 кб, 6:19
Комментарий
К этой оперетте аллюдирует пародия Чехова "Кавардак в Риме", что написано в соответствующем примечании.

Наксос и Питер Кемп.
После общепризнанно успешного дебюта Иоганна Штрауса в сценической музыке, а именно, в оперетте "Индиго и сорок разбойников" (1871) венской публике пришлось прождать больше двух лет, прежде чем композитор снова пришёл в театр "Ан дер Вин" со своей второй работой для сцены, "Карнавалом в Риме". Либретто основывалось на пьесе "Пикколино" многосторонне одарённого французского драматурга Викториана Сарду (1831-1908), а для Штрауса его заново обработал Иосиф Браун (1840-1902), либреттист предыдущей, незаконченной оперетты Штрауса "Весёлые венские женщины" (1868). Штраус начал сочинять "Карнавал в Риме" на рубеже 1871/72 годов, но его работа была замедлена другими проектами, в том числе поездкой на Всепланетный Юбилей мира и международный фестиваль музыки в Бостоне, в США, летом 1872 года. Только после окончания "Индиго" Иоганн смог начать работу с опытным театральным композитором и либреттистом Рихардом Жене.
Если верить одному газетному репортёру, вечер премьеры "Карнавала в Риме" 1 марта 1873 г. был "разновидностью венской вечеринки, которая вызвала непрекращающуюся серию громких оваций популярному композитору... Успех можно назвать полным". Людвиг Шпайдель на страницах газеты "Фремден-Блатт" от 2 марта 1873 г. сделал интересное замечание о том, что Штраус "расточал изобилие мотивов в новой работе, и если "Индиго" всё ещё было попыткой польстить уху самыми неотразимыми вальсами и ослепить зрителей захватывающими танцевальными мелодиями, то партитура "Карнавала в Риме" преподнесла более тонкие, нежные и глубокие направления, которые не так популярны, но, определённо, более благородны. Популярными полутонами композитор не пренебрегал, поэтому его работа двойственна: с одной стороны, она сохраняет возбуждающие ритмические темпы комической оперетты; с другой стороны, она движется к стилю лирической оперы".
Привлекающие внимание такты "виво", с которых начинается увертюра к "Карнавалу в Риме", взяты из хора, открывающего финал третьего акта (№16, "Carneval, dich preisen wir mit Jubelschall", "Карнавал, мы восхваляем тебя радостным голосом"); секция "модерато" следом за ними основана на  "музыке для сцены" в антракте перед третьим  действием (№13) и на №15. Две эти музыкальные темы повторяются, развиваясь и модулируясь, после чего наступает весёлый пассаж "андантино кон мото", взятый из короткого дуэта Терезы и Франца "Ach, nach unserem trauten Stuebchen", ("Ах,  в нашу милую  комнатку"), в финале первого акта (№4). Дальше идёт связывающий пассаж "а поко анимато", снова на мелодию вступительных тактов "виво", после чего начинается секция "аллегро нон троппо", воспроизводящая музыку арии Артура из начала финальной сцены второго акта (№12). Затем идёт секция "модерато" на мотив аккомпанемента к дуэту Марии и Артура во втором акте (№15) и пассаж "аллегретто" из квинтета во втором акте (№8), где Артур поёт:"Ach, Der Gott, der die Triebe der Freude" ("Ах, Бог, который [рассаживает] начала радости"). Секция продолжается орекстровым аккомпанементом из финала второго акта (№12), там где хор мужчин поёт: "Das ist der Ehemann, Discretion" ("Это муж, осторожно"). Финальная секция увертюры "аллегро виваче" снова напоминает слова "Ja, harren will ich an dem Ort" ("Да, я хочу задержаться в этом месте").
Иоганн Штраус сам дирижировал первым представлением "Карнавала в Риме" в театре "Ан дер Вин" 1 марта 1873 года. Композитор доверил брату Эдуарду Штраусу представлять первое концертное исполнение увертюры к оперетте на променад-концерте с участием Штраус-Оркестра в музыкальном объединении. В этом концерте также впервые звучала взятая отдельно балетная музка из "Карнавала в Риме".


назад