Произведения Иоганна Штрауса (сына)

Русское и немецкое название
Музыкальный файл
Полька-мазурка "Безделица"
Une Bagatelle. Polka-Mazur
mp3, 64 кбит/c, 2,47 Мб, 5:30
Комментарий
Питер Кемп:
"Закрывая сезон венского карнавала-1857, "Венская всеобщая театральная газета" от 25 февраля 1857 г. опубликовала отчёт о бале-бенефисе Иоганна Штрауса, который состоялся за два дня до того в зале "Шперль"; это был последний бал, на котором композитор дирижировал перед отъездом на летний концертный сезон в Россию. В частности, отчёт гласил: "Производительность Иоганна Штрауса на этом карнавала была необычайно результативной, ибо он дал не менее семи новых танцевальных произведений. Огненные "Пароксизмы [соч. 189], сказочные "Прения" [соч. 191], богатые мелодиями "Феномены" [соч. 193] и лендлер "Вена, моя душа" [соч. 192], который впервые прозвучал позавчера; также блестящая французская полька "Одноконная карета" [соч. 186], увлекательная полька "Сердечки" [соч. 188], изящная кадриль "Колыбель" [соч. 194] и очаровательная полька-мазурка "Безделица" - вот плоды семинедельной деятельности. Каждое из сочинений заслуживает сравнения с лучшими танцами Штрауса-отца и Ланнера-отца и превосходит всё, что ныне появляется в этом жанре, богатством и напевностью мелодий. Музы, похоже, особенно полюбили Штрауса и дали ему рог изобилия фантазии, которой он создаёт мелодию за мелодией со сказочной лёгкостью".
Полька-мазурка "Безделица" была написана для венского союза художников и писателей "Аврора" (предшественник "Геспера", другого союза художников) и впервые прозвучал в исполнении Штраус-оркестра под исполнением Иоганна на балу "Авроры" в танцевальном зале "Шперль" 11 февраля 1857 г. Непосредственно перед балом для венских писателей, композиторов, живописцев и актёров их, пришедших в "Шперль", развлекал "Карнавальный театр "Авроры"", который представил трагедию "Новый Самсон" и героически-романтическую оперу "Die schwarze Lacke"*. Из объявления в газете "Ди прессе" от 1 февраля 1857 г. явствует, что сперва Штраус хотел сочинить французскую польку для бала "Авроры", которой сначала дал имя "Tanzrecht" ("Право на танец"). Но позже по непонятным причинам композитор представил на празднике "Безделицу", и дата премьеры подтверждается дневниками Иосифа Штрауса и валторниста Франца Забая. Обещанная полька "Право на танец" так и не появилась, и такой работы нет в каталоге напечатанных произведений династии Штраусов.
"Безделица вошла в число карнавальных новинок, которые Иоганн Штраус в том году повёз в Россию, чтобы занять аудиторию в Павловске, где концерт-открытие сезона прошёл 14 (2) мая 1857 г. Видимо, там полька оказалась популярнее, чем в родном городе: сообщая об "экстраординарной сенсации", которую вызвали в России выступления Штрауса с оркестром, заново собранным, в основном, из северогерманских музыкантов, "Венская всеобщая театральная газета" от 27 июня 1857 г. отмечала: "Из его сочинений особенно быстро стали популярными на Неве вальсы "Прения" и "Танцы для бала юристов" [соч. 177], полька "Нечто маленькое" [соч. 190] и полька-мазурка "Безделица". Сам Иоганн подтверждал это высказывание в майском письме Карлу Хаслингеру, венскому издателю: "Я очень доволен приёмом у русской публики... "Прения" и "Безделица" также пошли лучше других вальсов и полек-мазурок; в результате, мои свежие пьесы, исполненные на открытии, такие как "Нечто маленькое", "Безделица", "Прения" (и я ещё не хотел играть некоторые другие новинки), снова принесли мне великолепный успех".
Хотя "Безделица" и не задержалась в постоянном венском концертном репертуаре, её темы могут показаться знакомыми балетоманам, благодаря их включению в партитуру составного балета Антала Дорати "Выпускной бал" (1940 г.), где полька является частью "Мазурки" (№11)".

* Как сообщает немецкая Википедия, это водоём недалеко от Вены, который исчез после зарегулирования Дуная.


назад