Произведения Иоганна Штрауса (сына)

Русское и немецкое название
Музыкальный файл
Вальс "Аттестация"
Promotionen. Walzer
mp3, 64 кбит/c, 6,12 Мб, 13:37
Комментарий
Питер Кемп:
"Вальс-посвящение, который Иоганн Штраус прорекламировал перед балом студентов-юристов Венского университета в 1859 г., назывался "Die Präparanden" ("Препаранды"), как обозначали студентов, готовящихся к последним экзаменам. В промежутке между объявлением в "Венской всеобщей театральной газете" от 22 января 1859 г. и самим балом, который прошёл в зале "Софиенбад" 8 февраля 1859 г., вальс получил новое название: "Аттестация". По мнению Иоганна выпускники уже больше не готовились к экзаменам - они успешно выпустились! (Позже, в России, Иоганн исполнял эту работу под ещё одним названием: "Новые танцы для бала юристов").
Несмотря на поэтическую красоту открывающей вальсовой темы и очарование последующих мелодий мрачная интродукция к "Аттестации", видимо, не соответствовала ожиданиям гостей весёлого бала и, возможно, создавала унылый настрой, который было нелегко развеять. Например, газета "Фремден-Блатт" от 10 февраля 1859 г., хотя и хвалила исполнение музыки на вечере Штраусом, жёстко сообщала, что новому вальсу "недоставало ритма и мелодики прежних сочинений Штрауса". Правда, другую картину давал обозреватель из "Венской всеобщей театральной газеты" от того же дня, который отмечал, что вальс прозвучал на бис три раза. 16 февраля эта же газета добавила к предыдущему обзору "Аттестации" такое наблюдение, что "первая, третья и пятая [вальсовые секции] богаты свежестью и привлекательными мелодиями. На последнем суаре в Фольксгартене [13 февраля 1859 г.] этот превосходнейший вальс повторялся трижды. Этим сочинением Штраус только что продемонстрировал, что всё ещё владеет изобилием пикантных и оригинальных мелодий".
Иоганн Штраус был одарён непреходящим мелодическим талантом, неиссякаемым источником, из которого он мог черпать по желанию. Несмотря на эту способсноть, возможно даже из-за неё, предусмотрительный Иоганн всегда вёл записные книжки, в которых набрасывал музыкальные идеи, на случай если бы мелодический источник ненадолго иссяк. Он начал первую записную книжку в августе 1843 г., и на первой же странице есть мелодии, которые потом появились в ранних вальсах "Кавалеры" (соч. 4, 1844 г.) и "Молодые венцы" (соч. 7, 1845). Шестая запись на странице преподносит сюрприз - эта мелодия через 16 лет приобрела форму вальса 2В в "Аттестации".
Особенно примечателен вальс 4А благодаря использованию валторн. Структура этой секции весьма напоминает пассаж в ритме "три четверти" из увертюры к опере Россини "Сорока-воровка", где также господствуют валторны. Можно было бы склониться ко мнению о чистом совпадении, если бы не секция 1В в "Немецком вальсе" Штрауса, у которой сходство с пассажем из Россини даже более подозрительно. Тем более примечательно, что эти два вальса Штрауса стоят под соседними номерами: 220 и 221, и оба относятся к венскому карнавалу 1859 г. Если схожесть с мелодией Россини не случайное совпадение, то не придётся искать объяснений слишком глубоко. Увертюра к "Сороке-воровке" не была редкостью в репертуаре Штраус-оркестра, и на концертах Иоганна в Павловске в 1856 г. он дирижировал произведением не меньше 10-ти раз. Видимо, она оказалась популярной у русской публики и в 1858 г., и вольно или невольно пришла в голову Иоганна, когда он создавал "Немецкий вальс" и "Аттестацию" после возвращения в Вену в ноябре 1858 г.
Вопреки похвалам некоторых обозревателей "Аттестация" не снискала той популярности, которой заслуживала, и Штраус-оркестр лишь изредка исполнял её. Тем не менее, более чем через 10 лет Иоганн воскресил одну из её мелодий (секцию 5А) для вальса "Прощание с Америкой" (без номера), составной работы, которую он собрал летом 1872 г. в связи с поездкой на Всепланетный юбилей мира и международный музыкальный фестиваль в Бостоне".

Со своей стороны добавлю, что сходство с Россини, услышанное Кемпом, весьма и весьма отделённое; тогда уж стоило указать на 4-нотный эпизод в интродукции, который повторяет слова Виолетты в "Травиате" Верди: "...ah, fors'e lui, che l'anima..." (А. З.)


назад