Произведения Иоганна Штрауса (сына)

Русское и немецкое название
Музыкальный файл
Кадриль "Атака"
Attaque Quadrille
mp3, 32 кбит/с, 2,75 Mб, 6:08
Комментарий
Питер Кемп:
"15 сентября 1850 г. "Винер Цайтунг" объявила о выходе в издательстве Пьетро Мекетти пяти новых сочинений Иоганна Штрауса: вальса "Потоки лавы" (соч. 74), кадрили "София" (соч. 75), кадрили "Атака" (соч. 76), "Марша венского гарнизона" (соч. 77) и польки "Рандеву в Хайлигенштадте" (соч. 78). Хотя сообщалось, что все работы будут доступны в виде переложений для фортепиано соло, фортепиано со скрипкой и оркестровых партитур, оркестровые издания для марша и обеих кадрилей так и не вышли.
 Кадриль "Атака" порождает проблему для штраусоведов. Сочинение должно было появиться зимой 1849/50 и предназначалось, скорее всего, для венского карнавала. Но в отсутствие определяющих газетных сообщений мнения о времени и месте первого исполнения кадрили разделяются. Согласно глубокоуважаемому музыковеду, покойному профессору доктору Максу Шёнгерру, Иоганн посвятил работу "Большому национальному балу к открытию карнавала" в зале "Софиенбад" 13 января 1850 г. Если это так, то получается, что Штраус дирижировал премьерой сразу двух кадрилей: "Софии" (соч. 75) и "Атаки". Иоганну было крайне несвойственно давать премьеру сразу двух новых кадрилей в один вечер. Более того, премьера кадрили "Софии" освещалась прессой и до, и после бала, но об "Атаке" упоминаний не было. Поэтому бесполезно искать объявления о кадрили "Атака" в газетных колонках тех дней вплоть до 15 марта 1850 г., когда в "Иностранном листке" появилась её реклама. В программе "Экстраординарного праздничного музыкального суаре в Шперле в пользу болеющих жителей Леопольдштадта" под управлением Иоганна Штрауса "собственной персоной" от 16 марта кадриль "Атака" стоит под номером 10 из 18-ти пунктов. Произведение не называлось ни премьерным, ни новым, поэтому, наверное, оно уже звучало прежде.
Возможно, решение скрывается в военном названии кадрили "Атака". 12 января 1850 г. "Венская всеобщая театральная газета" опубликовала календарь событий карнавала, намеченных в зале "Софиенбад". Там было написано: "С 23 января каждую среду "Бал Марса" (Наш долг перед армией. Сборы передаются в фонд Радецкого, Елачича и Вельдена для инвалидов)". Уместность кадрили "Атака" для бала, прославляющего римского бога войны, самоочевидна; и кажется возможным, чтобы Штраус написал новую работу для одного из "Балов Марса"
Венский институт штраусоведения в 1991 г. отмечал: "Первая тема третьей секции ("Курица") похожа на вторую часть песни "Der gute Kamerad" ("Хороший товарищ") на музыку Фридриха Зильхера, 1825. Во второй теме той же "Курицы" Штраус цитирует сигнал трубы, использовавшийся Императорской-и-Королевской австрийской армией для "Главного марша". В фортепианном издании перед секцией "Финал" вставлен "Главный марш" Императорской-и-королевской армии". Правда, этого короткого вступления нет в ранних рукописных партиях для оркестра, примерно 1853 г., который размножались переписчиками".


назад