Произведения Иоганна Штрауса (сына)

Русское и немецкое название
Музыкальный файл
"Жизнь артиста",
Kuenstlerleben
миди, 140 кб, 9:46
mp3, 32 кбит/с, 1624 кб, 6:46
Комментарий
Очень красивый вальс, две темы из которого включены в русскую "Летучую мышь" по Эрдману и Вольпину.
Мне больше всего нравится предпоследнее звено "гирлянды" перед кодой, то, что с синкопами.

Комментарий Питера Кемпа:
"Вальс "Жизнь артиста", соч. 316, был написан Иоганном Штраусом-младшим в 1867 году вскоре после успеха популярного "Прекрасного голубого Дуная". В предшествовавшем 1866 году Австрия испытала жестокое потрясение, когда австрийской армии учинили разгром в битве при Садовой (Кёниггреце), и многие ежегодные праздники и балы были отменены, так как среди венцев царило подавленное настроение. Почти невыполнимую задачу вернуть жизнерадостный дух Венскому Карнавалу-1867 трое Штраусов встретили с большим апломбом; в их работах нет ни намёка на траур, более того, они призывали венцев бросить вызов своим духом тяжёлому духу времени. Иоганн и Иосиф представили новые блестящие работы на балу "Геспера" 18 февраля 1867 г. в зале "Ванна Дианы"; и там же впервые прозвучала "Жизнь артиста", всего лишь через три ночи после представления "Голубого Дуная" в том же самом месте. Общество "Геспер", также известное как Венский союз художников, была весьма популярным и влиятельным союзом, в котором состояли и все братья Штраусы. В нём же участвовали многие признанные актёры, певцы, члены больших венских оркестровых и хоровых обществ, а также писатели тех лет. История общества была коротка: оно возникло в 1859 г., не содержало никакой политики и очень быстро заняло достойное место в музыкальной жизни австрийской столицы лишь потому, что Иоганн, Иосиф и Эдуард Штраусы словно из рога изобилия осыпали их ежегодные балы прекрасными сочинениями. История началась с польки Иоганна "Геспер" (соч. 249) для скромного первого бала общества в 1861 г., а закончилась вальсом Иосифа "Музыка Геспера" (соч. 279) для последнего бала общества в 1870 г. Вальс Иоганна "Жизнь артиста" занимает центральное место в этом цикле. Иоганн набросал его осенью 1866 г., примерно в то же время, что и "Прекрасный голубой Дунай", и даже современники оценили "Жизнь артиста" как "выдающегося" близнеца "Голубого Дуная". Ко времени бала-1867, для которого Иосиф Штраус уже создал польку "Jocus" (соч. 216), а Эдуард - французскую польку "Аполлон" (соч. 25) уже стало традицией, что произведения Штраусов для бала сначала исполнялись на концерте, заблаговременно, чтобы гости могли оценить новую вещь. Затем произведения повторялись на балу, и только затем под них танцевали. Так же было и с "Жизнью артиста", чья искренняя интродукция принадлежит к примерам самого большего вдохновения композитора.
"Жизнь артиста" сразу получила славу шедевра, и когда Штраус в конце мая поехал в Париж на гастроли, его жена Йетти с восторгом писала другу в Вене: "Жан [Иоганн] играет здесь все любимые вещи, и я не знаю, какая самая любимая. "Дунай", "Утренние л.", "Жизнь а.", "Венские конфеты", "Музыка граждан" с "Гражданским духом", "Памфлеты", "Карнавальный пос.", "Ночные бабочки", они уже самые популярные. "Императорский город", "Процесс", "Силой", "Аннен", "Процессия в масках", "Поезд удовольствий", "Трич", одно лучше другого. Люди просто помешаны на венской музыке".
О вальсе тут же заговорили как о новом "Голубом Дунае", и с тех пор он постоянно присутствует в классическом репертуаре. Высшее вдохновение композитора чувствуется во вступлении, которое начинается с грустного соло валторны и тихого драматичного пассажа струнных в ля-миноре. Звучит задумчивая мелодия вальса в ля-мажоре, затем она обрывается двумя громкими яростными аккордами. Исполняется первая вальсовая секция с вдохновенным мотивом и сильным аккомпанементом. Вторая вальсовая секция это меланхолическая мелодия в двух частях с такими же драматическими аккордами, как в интродукции, а потом мелодия на слабых долях подводит к более праздничной третьей секции. Грустный настрой вальса продолжается в пятой секции перед минорной кодой. И снова звучит первая вальсовая мелодия, тихо перед триумфальным завершением с сильным аккордом и фанфарами под рокот ударных".


назад