Произведения Иоганна Штрауса (сына)

Русское и немецкое название
Музыкальный файл
Вальс "Танцы для бала архитекторов"
Architecten-Ball Tänze
mp3, 64 кбит/с, 4,17 Мб 9:16
Комментарий
Питер Кемп:
""Карнавалу этого года покровительствует наибольшее число композиторов танцевальной музыки. Один только Штраус-отец создал семь сочинений, а Штраус-сын - пять. Штраус-отец написал 4 вальса, 2 кадрили и 1 польку. Вальс состоит из 10 мелодий, кадриль - из 12 и полька из 3-х, таким образом, он дал нам 67 мелодий. - Как много оперных композиторов способны сделать такое за 6 недель? Штраус-сын написал 2 вальса, 2 кадрили и польку, таким образом 47 мелодий; и ни для одного [композитора] мы не посчитали интродукции и коды. От одних только отца и сына Штраусов венцы получили 114 мелодий; стоит ли удивляться, что повсюду мы слышим лишь напевы и насвистывания? Более того, было бы интересно узнать, сколько вальсов вообще появилось за венский карнавальный сезон".
Этот поучительный абзац появился в "Венской всеобщей театральной газете" 13 февраля 1847 г. непосредственно перед закрытием венского карнавала того года. Старший Иоганн Штраус снова господствовал на мероприятих, дирижируя на балах при дворе и у высшего света, а также в таких местах, как зал "Софиенбад", "Шперль" и Одеон. Его 21-летний сын тем временем ограничивался карнавальными выступлениями в пригородах Вены: в казино Доммаера в Хитцинге и "Под золотым букетом" в Йозефштадте. Поэтому Иоганн-младший отвечал за музыку, когда венские архитекторы устраивали "Бал-представление" 27 января 1847 г. в обновлённом "Золотом страусе" господина Штерна, в заведении, которое "Вандерер" от 8 февраля 1847 г. описывал как "настоящую Мекку, россыпи развлечений... [и] благодаря балам союзов - часто место встречи самого изысканного общества". "Во всём, что касается музыки", продолжала газета, "здесь заправляет Штраус-сын, чьё превосходство общепризнано".
Работой Иоганна для бала архитекторов стал соответственно названный вальс "Танцы для бала архитекторов", его первое сочинение для клубного бала в имперской столице; издательский дом Х. Ф. Мюллера выпустил фортепианное переложение новинки 2 сентября 1847 г. с композиторским посвящением "студентам-архитекторам императорской-и-королевской академии изящных искусств в Вене". Эти студенты-архитекторы и их преподаватели позже создали в районе венской Рингштрассе много импозантных зданий, которые придали австрийской столице в высшей степени видный и индивидуальный облик.
Иоганновы "Таны для бала архитекторов" не привлекли внимания прессы его дней. Тем не менее, они часто игрались в оригинальном виде и в разных аранжировках, вновь выйдя из печати в лейпцигском издательстве Босворта примерно в 1900 г. под новым заголовком: "Мемуары. Воспоминания. Вальсы"".


назад