Произведения Иоганна Штрауса (сына)

Русское и немецкое название
Музыкальный файл
Кадриль "Анника"
Annika-Quadrille
mp3, 64 кбит/с, 3,81 Мб 4:56
Комментарий
Питер Кемп:
"Как и кадриль "Мария" (соч.51) кадриль Иоганна Штрауса "Анника" появилась во время гастролей молодого композитора по Балканам осенью и зимой 1847 г. В творческих кругах Бухареста Иоганн познакомился с румынскими народными певцами и их песнями, и, вне всякого сомнения, использовал собранный материал для этого произведения и для кадрили "Мария". Особенный интерес представляет  вторая мелодия в секции "Трени" (3-я секция), которую Иоганн позже использовал в качестве первой мелодии трио-секции "Революционного марша" (соч. 54, 1848 г.). Что же касается неизвестной дамы, чьё имя Штраус увековечил в названии кадрили, то по-чешски "Анника" это уменьшительное от Анны, и нам остаётся только гадать: была ли это какая-та местная знаменитость из бухарестской богемы, или же так звали дочку нотариуса, на которой венгерские газеты за год до того, в декабре, сватали Иоганна.
На первом издании фортепианного переложения "Анники" у Х. Ф. Мюллера нет указаний на обстоятельства происхождения кадрили, но в рукописи клавира (хранится в Венской городской и земельной библиотеке) переписчик нот Иоганн Прокш зафиксировал важные сведения на титульном листе: "Quadrille française sur un air valaque, composée par Jean Strauß fils donné à Bucarest a 4 Mars. 1848" ("Французская кадриль по валашским мотивам, сочинена Иоганном Штраусом-сыном, представлена в Бухаресте 4 марта 1848".) Основываясь на этой информации, поскольку о дате премьеры других сведений нет, получаем, что Штраус-оркестр под управлением Иоганна давал премьеру кадрили "Анника" в Бухаресте 16 марта 1848 г. (4 марта по юлианскому календарю), как раз за неделю до "Второго прощального концерта" 23 (11) марта перед отъездом домой, в Вену.
И особенно важно отметить, говоря о кадрили "Анника", что издание, вышедшее у Х. Ф. Мюллера в Вене 2 июня 1848 г., отличается от рукописи, сделанной переписчиком, не только фортепианной аранжировкой, но и деталями гармонии и мелодии. Эти различия заставляют особенно сильно жалеть, что партирура кадрили "Анника" не сохранилась, хотя издательство Х. Ф. Мюллера и объявляло о предстоящей продаже "точных копий" для оркестра".


назад