Произведения Иоганна Штрауса (сына)

Русское и немецкое название
Музыкальный файл
"У прекрасного голубого Дуная",
An der schoenen blauen Donau
миди, 185 кб, 12:39
mp3, 32 кбитс, 3279 кб, 13:39
Комментарий
Лучший вальс Штрауса - красивейший вальс планеты.

Питер Кемп пишет следующее.
Интересно будет отметить, что "У прекрасного голубого Дуная" Иоганна Штрауса-младшего, самый известный оркестровый вальс, был задуман и впервые исполнен как сочинение для мужского хора. Эта работа была первым хоральным вальсом Иоганна, написанным по заказу Венского общества хористов, с которым он плодотворно сотрудничал ещё долгие годы, написав в итоге для него шесть вальсов, две польки и марш.
Штраус начал набрасывать темы вальса, который в итоге получил название "У прекрасного голубого Дуная" осенью 1866 года, и сначала отдал обществу хор а капелла из четырёх вальсовых секций и короткой коды, но без вступления. Поспешно дописанный фортепианный аккомпанемент вскоре последовал за хором, и вместе с ним - пятая вальсовая секция. Оркестровое сопровождение вместе с отдельной интродукцией появилось только через некоторое время после после первого исполнения, которое состоялось 15 февраля 1867 года в венском бальном зале "Дианабад-Заль" ("Ванная Дианы") во время масленично-карнавальной песенной программы упомянутого общества. В отсутствие композитора, который в ночь премьеры был со Штраус-Оркестром при императорском дворе, члены Венского общества хористов пели под управлением собственного хормейстера Рудольфа Вайнвурма и в сопровождении оркестра "Георга V, короля Ганноверского" 42-го пехотного полка, который временно квартировал в Вене. Первоначальный, сатирический, текст был создан собственным поэтом Общества Иосифом Вайлем (1821-95), но в 1890 году появился и текст Франца фон Гернерта (1821-1900), более подходящий для некарнавальных случаев и начинающийся с известных слов: "Donau so blau..." ("Дунай, такой голубой...").
Венцы испытали настоящее удовольствие от первого оркестрового исполнения вальса "У прекрасного голубого Дуная" целиком со вступлением и полной кодой в воскресенье 10 марта 1867 году в Фольксгартене (Народном саду) на ежегодном "Карнавал-Ревю" Штраус-Оркестра, который проходил в форме "бенефиса Иосифа и Эдуарда Штраусов с участием Иоганна Штрауса, музыкального директора придворных балов Императора и Короля". Эта дата подтверждается последовавшей записью в дневнике Иосифа Штрауса. Сам Иоганн дирижировал вальсом, который был третьим в программе не менее с чем 24-мя новинками, сочинёнными для карнавального концерта трёх Штраусов в том году. Пожалуй, удивительно, что после лавины единодушных похвал хоральной премьере от венской прессы, оркестровая версия "Прекрасного голубого Дуная" не привлекла особенного внимания критиков. "Нойес Фремден-Блатт" (Новый иностранный листок) 11 марта 1867 года не написал ничего кроме: "Каждое сочинение встречало дружные аплодисменты, которые увеличивались до бурной овации, и всё требовалось сыграть на бис. Трое братьев на этом концерте пережили триумф венской танцевальной музыки".
Во время карнавала-1867 вальс "У прекрасного голубого Дуная" считался жемчужиной среди многих подобных, и только через некоторое время он дождался уникального отношения, которого заслуживал и заслуживает, а именно стал неофициальным гимном и Вены, и Австрии, что общепризнанно. Новый вальс был в багаже, с которым композитор поехал в Париж летом 1867 г., и там произведение прозвучало 28 мая на блистательном балу в австрийском посольстве, устроенном послом князем Рихардом Меттернихом и его супругой Паулиной, на котором, очевидно, были сливки общества разных государств. Присутствовавшая английская леди миссис Чарльз Маултон (позже мадам де Хегерманн-Линденкроне) на следующий день в восторге писала домой: "Знаменитый Иоганн Штраус специально приглашённый из Вены для этого случая, стоял с поднятым дирижёрским жезлом, а затем взмахнул, и "Голубой Дунай" впервые зазвучал в Париже... И как Штраус исполнял его!.. С каким огнём и живостью!" Не потребовалось много времени, чтобы слава работы разлетелась далеко и широко, и вот уже 1 июля 1867 г. Теодор Томас с собственным оркестром (позже тот стал Чикагским симфоническим оркестром) в Нью-Йорке дирижировал первым американским исполнением. Через 12 недель, 21 сентября 1867 г., композитор дирижировал британской премьерой сочинения (в хоровом варианте со ста певцами) в лондонской Королевской итальянской опере в Ковент-Гардене, после чего записал в дневнике: "Самое громкое приветствие!""

Он же, более подробно:
В начале июля 1865 г. Иоганн Штраус вернулся в Вену с лечебного отдыха и обнаружил послание от весьма престижного Венского мужского хорового общества, приглащающее к участию в "Летней песенной программе" 17 июля с просьбой сочинить вальс по этому случаю. Прошло 18 лет с тех пор, как он написал для Общества вальс "Гастроли певцов" (соч. 41), но, всё-таки, это предложение Штраус отклонил. Причины он изложил в письме "Высокочтимому комитету" Венского мужского хорового общества от 8 июля 1865 г.: "Поскольку мои договорные отношения с администраторами в Павловске, которые меня наняли и у которых я не смог проработать нужное время по причине болезни, стали, к сожалению, враждебны ко мне и, возможно, начнут против меня процесс, я не могу в этом году принять ваше почётное и лестное приглашение поучаствовать в концерте 17 числа сего месяца. Впрочем, я могу располагать собой следующим летом, если буду жив, чтобы заниматься тем, чем сейчас мне не позволяют, и с удовольствием предложу уважаемому комитету новое сочинение: написанное специально для этой цели, а равно и моё личное участие. С уважением, ваш Иоганн Штраус".
Это обещание ещё в 1866 г. оставалось невыполненным, но летом или осенью того года Иоганн после напоминания от Общества уже начал набрасывать темы для вокального вальса, который позже получил название "У прекрасного голубого Дуная". Военное поражение Австрии от прусских войск при Кёниггреце (ныне Садова) 3 ибюля 1866 г. наложило мрачную тень на все сферы империи Габсбургов и грозило накрыть этой тенью даже карнавальные празднества 1867 г. В свете господствовавших настроений Венское мужское хоровое общество решило заменить традиционный резвый "вечер дураков" более спокойной песенной программой. Штраус в большой спешке начал подгонять вальсовые наброски к исполнению венским мужским хором на "Карнавальном песенном мероприятии", сначала назначенном на 10 февраля 1867 г. в зале Дианабад, но позже перенесённом на 15 февраля. Сперва Общество получило четырёхчастный хор без аккомпанемента, без интродукции и с короткой кодой (напечатан в январе 1867 г.), а вскоре после Иоганн добавил срочно написанный фортепианный аккомпанемент с извинениями: "Прошу простить за плохую рукопись с помарками - мне пришлось закончить её за несколько минут. Иоганн Штраус". "Собственный поэт" Общества Иосиф Вайль (1821-95), по основной профессии - служащий полиции, друг детства композитора, положил сатирические стихи на четыре вальсовые темы с кодой, начав так: "Венцы, будьте счастливы!/Ага, с чего?/Просто оглянитесь!/Так зачем?/Сияющий свет!/Мы пока не видим/Карнавал пришёл!", в которых он призывает крестьян, финансистов, строителей, землевладельцев, художников и политиков забыть о проблемах в танце на карнавальном празднике. Вайль уже сделал свою работу, когда Штраус добавил пятую секцию, заставив поэта переработать куплет для четвёртого вальса, положив его на пятый, и добавить новый тект к коде. В середине января начались репетиции, но к концу месяца у вальса всё ещё не было имени, и в Обществе его называли: "Вальс для хора с оркестром, автор Иоганн Штраус, императорский-и-королевский гофбалмузикдиректор". Хотя общепринято мнение о том, что название "У прекрасного голубого Дуная" взято из меланхолической поэмы "Тихие песни" Карла Изидора Бека (1817-79), неизвестно, кто дал это название вальсу Штрауса. Следует заметить, что в тексте Вайля нет вообще никаких отсылок к Дунаю! Лишь незадолго до первого исполнения было решено усилить вальс оркестровым сопровождением, и ШТраусу, таким образом, пришлось добавить прекрасную мерцающую интродукцию, по которой теперь работу всегда узнают во всём мире. Поскольку в вечер премьеры (15 февраля 1867 г.) композитор со Штраус-оркестром выступали при императорском дворе, Венским мужским хоровым обществом дирижировал свой хормейстер Рудольф Вайнвурм, аккомпанировал оркестр 42-го пехотного полка короля Георга V Ганноверского, который тогда квартировал в Вене.
Несмотря на затянутую длину вечернего представления - 5-часового "кабаре" в удушающе жарких условиях, где дамы сидели в креслах в два ряда, а позади них стояли 1200 мужчин - "У прекрасного голубого Дуная" (шестой номер из девяти по программе) наградили восторженными аплодисментами и требованием на "бис". Многочисленные хвалебные отзывы в прессе полностью опровергают утверждения ранних биографов Штрауса о  том, что вальс "провалился" на премьере. Критик из газеты "Фремденблатт" 17 февраля 1867 г. писал, например: "Вальс поистине чудесный, полный скользящих мелодий, которые текли с уст певцов как кристалльно чистый горный родник... Сочинение встретили с радостью..."; а "Ди Прессе" от того же дня комментировала пророчески: "Очаровательный вальс с его захватывающими ритмами вскоре должен стать самым популярным у плодовитого сочинителя танцев, он стал единственной недостижимой вершиной песенной программы карнавала". В течение следующих 23-х лет Общество исполняло вальс "У прекрасного голубого Дуная" по многочисленным случаям, но карнавальная тема стихов имела свои пределы, и в 1890 г. Франц фон Гернерт (1821-1900) написал к музыке совершенно новый текст, начинающийся с известных ныне слов: "Donau so blau..." ("Дунай, такой голубой").  Общество впервые исполнило вальс со стихами Гернерта 2 июля 1890 г. на "Летней песенной программе" в парке Дреер (пригород Майдлинг, ныне 12-й район Вены).
Первое фортепианное переложение "Прекрасного голубого Дуная, которое издатель К. А. Шпина смог отправить в продажу в начале марта несёт посвящение Иоганна Штрауса Венскому мужскому хоровому обществу. Согласно решению общества от 1 октября 1847 г. "за каждое сочинение, впервые исполненное в венском мужском хоре, композитор должен получить гонорар в один императорский-и-королевский золотой дукат, только если композитор отдаёт право печати и публикации произведения" Штраус получил золотой дукат. Но при этом он получил и обычный разовый гонорар от издателя!

См. также Мейлиха, который среди прочего пишет, что предвестниками "Голубого Дуная" стали музыкальные темы вальса "Волны и водовороты".


назад