Произведения Иоганна Штрауса (сына)

Русское и немецкое название
Музыкальный файл
Полька-мазурка "На Волге"
An der Wolga. Polka-Mazurka
mp3, 64 кбит/с, 2,37 Мб, 5:21
Комментарий
Питер Кемп:
"В марте 1886 г. шестидесятилетний Иоганн Штраус отправился в 12-ю и последнюю поездку в Россию по приглашению из Санкт-Петербурга на проведение нескольких концертов. Это была общая просьба дам-участниц "Российского общества Красного Креста" и общества заботы о детях, учредительницей и попечительницей которых была императрица Мария Фёдоровна (урождённая принцесса Дагмар Датская). Берлинские газеты писали, что некий придворный аристократ из России лично доставил приглашение Штраусу в Вену вместе с контрактом о гарантированном гонораре в 10 000 рублей.
Принимающая сторона в Петербурге предоставила в распоряжение Иоганна оркестр Императорской оперы из 80 человек и превратила огромный манеж Кавалергардского полка в концертный зал, украсив его по случаю. В сопровождении Адели Штраус (брак с которой он оформил в следующем году), с багажом партитур нескольких самых популярных танцев Иоганн Поехад в Санкт-Петербург через Гамбург и Берлин, в котором дирижировал опереттой "Цыганский барон" (1885). 18 апреля Иоганн и Адель поехали на "поезде-молнии" из Берлина в Петербург, где венский король вальсов должен был продирижировать семью концертами, первый из которых прошёл 26 апреля (14 апреля по российскому календарю). Помимо хорошо известных вещей, таких как "Танцы для бала юристов" (соч. 177), полька "Трик-Трак" (соч. 214) и "Египетский марш" (соч. 335), Иоганн привёз несколько новинок специально для благотворительных концертов. Среди них была полька "Mon salut" ("Мой привет"), которая впервые прозвучала на открывающем концерте и сопровождалась громкими аплодисментами. За пять дней до того, 21 апреля, репортёр из "Занкт-Петербургер Цайтунг" присутствовал на первой репетиции оркестра и описал польку как "исключительно интересную". Минорной тональностью и пунктирным ритмом пьеса явно напоминает другую русскую польку-мазурку Иоганна, "Сплин" (соч. 197), которую композитор создал для павловской публики почти на тридцать лет раньше: в 1857 г. Особенно красиво в оркестровке более поздней работы нисходящее арпеджио во время главной мелодии (тема 1А), исполняемое первыми скрипками и деревянно-духовыми, за которым как эхо следует флейта.
Через несколько месяцев по возвращении в Вену Иоганн участвовал в концерте-бенефисе Эдуарда Штрауса в Музикферайне 7 ноября 1886 г. и воспользовался случаем, чтобы при помощи Штраус-оркестра представить Вене все новинки, сочинённые для недавних гастролей в Петербурге (кроме вальса "Петербургские дамы"). Конечно же, в программе была и полька-мазурка "Mon salut", но для венской публики она получила имя "На Волге" и под ним же вышла из печати".


назад