Произведения Иоганна Штрауса (сына)

Русское и немецкое название
Музыкальный файл
Вальс "Песни Эола"
Äols-Töne, Walzer
mp3, 64 кбит/c, 3,87 Мб, 8:37
Комментарий
Питер Кемп:
"Мелодия одного из самых популярных оперетточных хоров за всю историю происходит от восьмитактовой фразы в раннем вальсе Иоганна Штрауса, который иначе был бы забыт.
1 сентября 1928 г. в Большом драматическом театре Берлина Анни Фринд (1900-1987), родившаяся в Богемии певица-колоратурное сопрано, исполнила роль Лауры в "Казанове", составной оперетте в сами сценах по сценарию Рудольфа Шанцера и Эрнста Велиша на музыку Иоганна Штрауса в аранжировке Ральфе Бенацкого. Один номер из этой постановки: "Хор монахинь и ария Лауры" захватили воображение публики и с тех пор стали неизменно ассоциироваться с именем Анни Фринд. Мелодия часто вспоминаемого "Хора монахинь" показывает подлинное мастерство аранжировщика, с которым Бенацкий взял скользящую вступительную вальсовую тему из штраусовых "Песен Эола" и и самым тончайшим  образом создал момент абсолютного волшебства в аккомпанементе к хору монахинь: "O Madonna auf uns sieh!" ("О, мадонна, призри на нас"), где сёстря просят благословить послушницу.
"Песни Эола" - одно из сочинений 1849 г., Иоганн Штраус дирижировал его премьерой 17 сентября указанного года на вечернем представлении в венском Вассергляцисе в честь восьмидесятилетнего командующего австрийской армией фельдмаршала Радецкого, вернувшегося с победой из похода 1848-49 гг. в Италию. Праздник проходил в том же месте, любимом месте консервативных венцев, где он первоначально планировался на 12 сентября, как "Большое внушительное празднование победы в пользу фонда инвалидов из числа венских добровольцев [покалеченных в итальянском походе] с аллегорическим и символическим представлением и исключительной иллюминацией и фейерверками в честь аншей храброй армии... Герр капельмейстер Иоганн Штраус-сын будет лично дирижировать музыкой и вдобавок к последним сочинениям, как то: "Ребята из леса", "Мирная полька" и "Марш императора Франца Иосифа" почтёт за честь представить премьеру кадрили по мотивам оперы Мейербера "Пророк" и вальс, сочинённый специально для праздника, под названием "Песни Эола". Оркестр 2-го артиллерийского полка под управлением дирижёра герра Себастьяна Райниша получил право представить последние вещи поочерёдно с вышеупомянутым Штраус-оркестром". Позже плохая погода привела к двум переносам события до 17 сентября. Обозревая вечер, критик из газеты "Ди Гайссель" в номере от 19 сентября писал: "Герр капельмейстер Штраус-сын исполнил новый вальс "Песни Эола", который показался публике таким очаровательно красивым, что его потребовали на бис дважды. Почти кажду вещь этого талантливого молодового человека требовали повторить от начала".
Название, выбранное Штраусом для нового вальса, прекрасно подходило для игры под открытым небом вечером на исходе лета. В древнегреческой мифологии Эол был царём ветров, он правил на эолийских островах; о нём римский поэт Вергилий так ярко писал:

Там, на Эолии, царь Эол в пещере обширной
Шумные ветры замкнул и друг другу враждебные вихри, —
Властью смирив их своей, обуздав тюрьмой и цепями.
55 Ропщут гневно они, и горы рокотом грозным
Им отвечают вокруг. Сидит на вершине скалистой
Сам скиптродержец Эол и гнев их душ укрощает, —
Или же б море с землей и своды высокие неба
В бурном порыве сметут и развеют в воздухе ветры.

 [Перевод Сергея Ошерова - А. З.]

Отец всех ветров также дал имя эоловой арфе, изображение которой украшает обложку первого издания фортепианного переложения вальса Иоганна "Песни Эола". Этот древний струнный инструмент состоит из длинного, узкого деревянного ящика, на котором натянуто 10-12 струн разной толщины. Когда ветер пробегает между струнами, они вибрируют, вызывая красивое звучание, которое Иоганн Штраус изобразил в конце интродукции и в открывающем вальсе "Песен Эола", а также в коде; Эол-ветер явственно изображён в первой части интродукции.


назад